Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2015 N АКПИ15-200

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2015 г. N АКПИ15-200

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.Ю.,

с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" о признании частично недействующими пунктов 9, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III данного документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в указанном разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

ОАО "Вологодская сбытовая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 9, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, ссылаясь на то, что они не соответствуют Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", нарушают права и законные интересы гарантирующих поставщиков.

В суде представители ОАО "Вологодская сбытовая компания" Ш., Л., С.С.П., П. поддержали заявленные требования и пояснили, что гарантирующему поставщику законодателем запрещено совмещение услуг по передаче электроэнергии с куплей-продажей и владением присоединенной электрической сетью. Заключение договора энергоснабжения является правом гарантирующего поставщика, а не обязанностью, и такой договор не может являться публичным.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 12 марта 2015 г. N СП-П9-1506).

Представители Правительства Российской Федерации С.А.Ю., С.А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Основные положения утверждены в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей ОАО "Вологодская сбытовая компания" Ш., Л., С.С.П., П., Правительства Российской Федерации С.А.Ю., С.А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии. Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Определяя правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, Федеральный закон "Об электроэнергетике" в статье 37 устанавливает основы организации розничного рынка, в соответствии с которыми основными положениями функционирования розничных рынков должны предусматриваться правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров.

В силу пункта 4 статьи 37 названного Федерального закона отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Гражданским кодексом Российской Федерации договор энергоснабжения предусмотрен как самостоятельный вид договора купли-продажи. Определяя содержание договора энергоснабжения, пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 ("Энергоснабжение") применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункты 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" является публичным, его условия определяются государством (пункт 5 статьи 38).

Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Следовательно, положения пункта 28 и пункта 9 оспариваемого нормативного правового акта, устанавливающие обязанность гарантирующего поставщика заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, соответствуют как положениям Федерального закона "Об электроэнергетике", так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (части 7 - 8 статьи 6).

Однако названный Федеральный закон устанавливает исключения из указанных ограничений. В частности, такое исключение установлено для территориальных сетевых организаций в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии (часть 9 статьи 6).

Запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии не распространяется также на хозяйствующих субъектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.

С учетом этого доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта, предусматривающих обязанность гарантирующего поставщика заключать договоры энергоснабжения, включающие оказание услуг по передаче электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, Федеральному закону "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными.

Что касается доводов о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта прав и законных интересов ОАО "Вологодская сбытовая компания", которое для исполнения обязательств перед сетевыми компаниями вынуждено привлекать кредитные ресурсы, то данные обстоятельства не могут рассматриваться как нарушающие гражданские права заявителя. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" о признании частично недействующими пунктов 9, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<О признании частично незаконными подпунктов 1 - 8 абзаца 3 пункта 221 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 N 200>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 6.3 Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56>
"О внесении изменений в Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза"
"О контроле за перемещением источников ионизирующего излучения"
Ошибка на сайте