Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N ГКПИ06-498
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2006 г. N ГКПИ06-498
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании недействующими пунктов 1.4, 10.1.2 и 10.2 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. N 1/И,
установил:
гражданин Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.4, 10.1.2 и 10.2 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. N 1/И.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Гражданскому кодексу РФ, Воздушному кодексу РФ, Закону РФ "О защите прав потребителей" и нарушают права граждан.
Н. о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованного лица Минтранса России Злобин А.А., Суханова А.С, Котова Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушают права пассажиров, вытекающие из договора воздушной перевозки.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Минтранса России Злобина А.А., Сухановой А.С., Котовой Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов утверждены Министерством гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. в соответствии со статьей 131 Воздушного кодекса СССР (утратил силу в связи с введением в действие Воздушного кодекса РФ).
Воздушный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 апреля 1997 г., в статье 102 устанавливает, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 3 статьи 136 Воздушного кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
По объяснениям представителей Минтранса России Злобина А.А., Сухановой А.С. в настоящее время такие правила не установлены и применяются Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные МГА СССР.
Пункт 1.4 Правил устанавливает, что настоящие Правила применяются к международным перевозкам, выполняемым чартерными рейсами Аэрофлота во исполнение договора фрахтования (чартера) воздушных судов, заключенного Аэрофлотом или от его имени с фрахтователем, поскольку иное не установлено таким договором либо специальными правилами чартерных перевозок.
Ответственность фрахтовщика перед пассажирами, отправителями и получателями должна в любом случае определяться настоящими Правилами.
Согласие пассажира следовать чартерным рейсом или согласие отправителя отправлять груз чартерным рейсом рассматривается как их согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, относящимися к условиям перевозки, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром, отправителем или с иным лицом.
Из содержания данного пункта Правил следует, что Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов являются обязательными для перевозчиков при выполнении воздушных перевозок пассажиров как на регулярных рейсах, так и рейсах чартерных.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" предоставляет потребителю право на получение информации по перевозке.
Положения абзаца 3 пункта 1.4 Правил о том, что согласие пассажира следовать чартерным рейсом или согласие отправителя отправлять груз чартерным рейсом рассматривается как их согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, относящимися к условиям перевозки, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром, отправителем или с иным лицом, не содержат запрета пассажиру получить информацию об условиях осуществления рейса воздушного судна, выполняемого в соответствии с договором фрахтования воздушного судна, и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие права граждан.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784).
В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Пункт 10.1.2 Правил регламентирует деятельность перевозчика по соблюдению расписания и не регулирует вопросы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира.
Так, пунктом 10.1.2 Правил предусмотрено, что расписание может быть изменено без предупреждения. Аэрофлот может, если того требуют обстоятельства, изменить маршрут, пропустить пункт посадки, указанный в билете или в расписании. Аэрофлот может без предупреждения заменить тип воздушного судна, указанный в расписании.
По объяснениям представителя Минтранса России Котовой Н.В., расписание включает в себя рейс, дату убытия и прибытия, его регулярность.
Предусмотренная пунктом 10.1.2 возможность изменения расписания без предупреждения относится к организации осуществления воздушной перевозки и не может рассматриваться как условие договора, которое требуется согласовывать с пассажиром.
Предусмотренная пунктом 10.1.2 Правил возможность перевозчику изменения маршрута, пропуска пункта посадки, указанного в билете или в расписании, допускается, если того требуют обстоятельства.
Продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Пункт 10.2 Правил регулирует права и обязанности перевозчика при отмене и переносе рейса.
Так, пунктом 10.2 Правил установлено, если того требуют обстоятельства, Аэрофлот может без предупреждения отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса. В этих случаях, по согласованию с пассажиром, Аэрофлот, принимая во внимание уважительные причины и интересы пассажира, должен выполнить перевозку такого пассажира другим своим рейсом, или передать его для перевозки иностранному перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или произвести возврат сумм в соответствии с правилами применения тарифов Аэрофлота. Никакой другой обязанности в этих случаях Аэрофлот перед пассажиром не несет (пункт 10.2 Правил).
Из содержания пункта 10.2 Правил следует, какие действия, если того требуют обстоятельства, должен совершить перевозчик по перевозке пассажиров при отмене или переносе рейса. В этих случаях, по согласованию с пассажиром, перевозчик должен выполнить перевозку пассажира другим своим рейсом, или передать его для перевозки иностранному перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или произвести возврат сумм.
Данные положения Правил не противоречат ни требованиям Гражданского кодекса РФ, ни Воздушного кодекса РФ и направлены на надлежащее исполнение перевозчиком обязательства по перевозке пассажира в пункт назначения.
Перевозчик, осуществляющий международную воздушную перевозку пассажиров, обязан обеспечить безопасность полета воздушного судна.
В этих целях Воздушный кодекс Российской Федерации предоставляет право командиру воздушного судна принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.
Положения пунктов 10.1.2 и 10.2 Правил не допускают одностороннего отказа перевозчика от исполнения обязательства, возникшего из договора воздушной перевозки пассажира.
Что касается последнего предложения пункта 10.2 Правил, то оно не соответствует действующему законодательству.
Вопрос об ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира разрешен Воздушным кодексом Российской Федерации.
В статье 120 Воздушного кодекса РФ определено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Н. удовлетворить частично: признать недействующими: первое предложение пункта 10.1.2 и последнее предложение пункта 10.2 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. N 1/И, со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ