Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2012 N АКПИ12-1365
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. N АКПИ12-1365
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского жилищного кооператива "Заря" о признании недействующими пункта 7.7 и приложения N 5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936,
установил:
пункт 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936 (далее - Правила), устанавливает, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (приложение N 5).
Форма акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, приведенная в приложении N 5 к этим Правилам, предусматривает внесение сведений о потребителе и абонентском номере прибора узла учета тепловой энергии, в отношении которого произведен технический осмотр, строки для отражения результатов проверки комплектности необходимой технической документации на соответствие или несоответствие пунктам данных Правил, по итогам которой узел учета тепловой энергии допускается (или не допускается) в эксплуатацию на определенный период в конкретном составе оборудования и пломбируется. Форма акта также содержит таблицу для внесения информации о типе прибора, заводском номере, показаниях прибора на момент допуска, месте установки и наличии пломбы, а также строки для указания должности, фамилии, номера телефона, подписи представителя энергоснабжающей организации и ответственного представителя потребителя.
Потребительский жилищный кооператив "Заря" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений, как противоречащих статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Заявитель считает, что действующее федеральное законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусматривает повторных допусков прибора учета тепловой энергии к эксплуатации. Обязанность осуществлять периодические допуски прибора учета к эксплуатации нарушает интересы заявителя, так как невыполнение этой обязанности влечет применение расчетного способа учета, который невыгоден заявителю.
Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) в письменных возражениях на заявление указали, что Правила действующему федеральному законодательству не противоречат, прав заявителя не нарушают.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее -Минрегион России), Росстандарт, Госстрой направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Потребительский жилищный кооператив "Заря", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил.
Выслушав возражения представителей Минэнерго России С. и А., представителя Минюста России Б., представителя Ростехнадзора Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Министерство топлива и энергетики Российской Федерации на основании пунктов 1 и 5 Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. N 504, и в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N 447, приняло оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 25 сентября 1995 г., N 954, опубликован в печатном издании "Российские вести" 26 октября 1995 г., N 204.
Согласно пункту 1, подпунктам 4.4.11, 4.2.14.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области учета используемых энергетических ресурсов, и осуществляет разработку и утверждение сводов правил в установленной сфере деятельности, определяет правила оценки готовности к отопительному сезону.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией; требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно статье 19 Федерального закона "О теплоснабжении" коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).
Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения), во исполнение пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" устанавливают, что потребитель тепловой энергии обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми потребителем показаниями; проведения поверок, ремонта, технического и метрологического обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат теплоснабжающей или теплосетевой организации; контроля договорных режимов потребления, в том числе для проверки состояния теплопотребляющих установок и качества возвращаемого теплоносителя, в том числе при подключении их к системе теплоснабжения после ремонта или отключений по иным причинам (пункт 110); в случае, если доступ предоставляется для проверки, по ее итогам составляется акт, в котором фиксируются результаты проверки (пункт 111).
Из содержания приведенных норм следует, что надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета является необходимым условием осуществления использования энергии и организации коммерческого учета поставляемой энергии. Правила организации теплоснабжения закрепляют обязательность и неоднократность проведения проверок исправности приборов учета, контроля за снятыми потребителем показаниями и составления актов.
Правила, согласно содержанию раздела I, определяют узел учета как комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров.
Оспариваемые пункт 7.7 Правил, предписывающий перед каждым отопительным сезоном осуществлять проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, и форма акта, подлежащего составлению по итогам этой проверки, предполагают в том числе проведение проверки исправности приборов и устройств узла учета с фиксацией результатов этой проверки в акте. При этом оспариваемые нормы полностью согласуются с приведенными законоположениями и Правилами организации теплоснабжения.
Правовое регулирование, осуществляемое Правилами в оспариваемой части, обусловлено требованиями части 6 статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении" об организации коммерческого учета, направлено на оценку готовности узлов учета для использования по назначению - ведения учета полученной энергии и теплоносителя в отопительный период и документального оформления этой готовности.
Федеральный закон "О теплоснабжении" относит к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4); устанавливает, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20).
В отсутствие указанных нормативных правовых актов регулирование отношений по организации коммерческого учета, оценки готовности узла учета к отопительному периоду осуществляется оспариваемыми в части Правилами.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу и содержащего запрет на проведение оценки готовности узлов учета к отопительному сезону, не имеется.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых предписаний части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как не предполагающей повторного допуска прибора учета к эксплуатации нельзя признать обоснованными. Данная норма содержит общие положения о расчетах за энергетические ресурсы, порядке ввода в эксплуатацию приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и непосредственно не регулирует отношения по организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации в отопительный период.
Утверждение потребительского жилищного кооператива "Заря" о том, что неисполнение обязанности по проверке готовности узлов учета тепловой энергии перед отопительным сезоном влечет применение расчетного способа учета, не может являться основанием для признания оспариваемых предписаний недействующими, поскольку нарушение своих прав заявитель связывает не с содержанием оспариваемых предписаний, а с их применением.
При этом Федеральный закон "О теплоснабжении" определяет случаи осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем и относит к ним отсутствие в точках учета приборов учета, неисправность приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (часть 3 статьи 19).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также предусматривает основания применения расчетных способов определения количества энергетических ресурсов.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулирует отношения, связанные с проверкой готовности узла учета тепловой энергии, теплоносителя к эксплуатации, и не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, оспариваемый пункт 7.7 Правил и форма акта, приведенная в приложении N 5, действующему законодательству не противоречат, прав свобод и законных интересов заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления потребительского жилищного кооператива "Заря" о признании недействующими пункта 7.7 и приложения N 5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА