Решение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N АКПИ16-333
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N АКПИ16-333
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Иваненко Ю.Г.,
при секретаре П.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению П.А. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России",
установил:
в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" размер ежемесячной доплаты к пенсии должностным лицам, которым она назначена до дня вступления в силу названного Указа, подлежит перерасчету с 1 июля 2011 г.
Гражданин П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 в части срока перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии с 1 июля 2011 г., ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов от 22 января 1998 г., ратифицированному Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 167-ФЗ, Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральному закону от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ущемляют его пенсионные права.
Представитель административного истца П.П. о времени и месте судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный истец П.А. поддержал в суде заявленные требования.
Представитель Президента Российской Федерации извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения о несогласии с административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, права административного истца не нарушает.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения административного истца П.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов пенсионное обеспечение должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов, включая доплату к пенсии, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств-участников Союза, гражданами которых они являются, для государственных служащих.
Во исполнение положений международного договора Президент Российской Федерации 19 сентября 2011 г. издал Указ N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России".
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 сентября 2011 г., N 39.
Подпункт "а" пункта 13 Указа определяет срок перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии должностным лицам, которым она назначена.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению являются несостоятельными.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает право федеральных государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет, определяет условия ее назначения, размер пенсии и порядок исчисления среднемесячного заработка, из которого он исчисляется, порядок индексации пенсии за выслугу лет (статьи 14, 21, 25). Согласно статье 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, подлежат перерасчету с 1 января 2009 г. Между тем оспариваемый нормативный правовой акт регулирует вопросы пенсионного обеспечения должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппарата, пенсионное обеспечение которых осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств Союза, гражданами которых они являются.
Указ регулирует вопросы дополнительного пенсионного обеспечения должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов, определяет основания для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), требуемый стаж работы для ее назначения, среднемесячный заработок, из которого исчисляется доплата, размер этой доплаты и порядок ее индексации.
Ранее порядок и условия установления ежемесячной доплаты к пенсии должностным лицам органов Союза Беларуси и России и их аппаратов, в том числе размер месячной заработной платы, исходя из которой исчислялась ежемесячная доплата к пенсии и который составлял 1,8 месячного должностного оклада (0,8 месячного денежного вознаграждения), регулировались Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 142.
Несостоятельными являются доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 10 Указа, который носит отсылочный характер, определяя, что размер ежемесячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, предусмотренном для индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих.
Индексация размеров пенсий федеральных государственных гражданских служащих осуществлена, в частности, с 1 октября 2012 г. в 1,06 раза (Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 572 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы"), с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза (Указ Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы").
Соответственно, индексация ежемесячных доплат была произведена и должностным лицам органов Союза Беларуси и России и их аппаратов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П.А. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
Ю.Г.ИВАНЕНКО