Решение Верховного Суда РФ от 16.05.2008 N ГКПИ08-1154
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2008 г. N ГКПИ08-1154
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретарях Степанищеве А.В. и Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Селяниной Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Независимые директора" о признании недействующим пункта 2.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 декабря 2007 г. N 07-113/пз-н "О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг",
установил:
пунктом 2.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 декабря 2007 г. N 07-113/пз-н "О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (далее - Приказ) предусмотрено, что при ведении реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами таких ценных бумаг в штате эмитента должно быть не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
ООО "Управляющая компания "Независимые директора" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2.2 Приказа недействующим, ссылаясь на его несоответствие статьям 8, 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статье 44 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В заявлении также указано, что 27 февраля 2008 г. на внеочередном общем собрании участников ООО "Управляющая компания "Независимые директора" было принято решение о реорганизации общества в форме преобразования в закрытое акционерное общество. В связи с принятием оспариваемого Приказа условие о наличии в штате эмитента именных ценных бумаг не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра именных ценных бумаг, влечет за собой необходимость найма (аттестации) указанного работника либо передачи эмитентом функций по ведению реестра именных ценных бумаг профессиональному участнику рынка ценных бумаг, что приводит к дополнительным финансовым издержкам эмитента. Тем самым на эмитента незаконно возлагается дополнительная обязанность, не предусмотренная действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Независимые директора" Богомолов И.В. поддержал заявленное требование и просил о его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Федеральной службы по финансовым рынкам Медведев А.В., Зорин А.В. и Симонов В.И., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Власова Н.Ю. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, во исполнение федеральных законов, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие и прав эмитентов именных ценных бумаг не нарушает.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление ООО "Управляющая компания "Независимые директора" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы Приказа следует, что он принят в соответствии с пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон).
Согласно данной норме Закона федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Вопросы ведения реестра владельцев ценных бумаг регулируются статьей 8 Закона.
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Названной деятельностью имеют право заниматься только юридические лица.
Лица, ее осуществляющие, именуются держателями реестра (регистраторами).
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
Реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг (абзацы первый - третий, пятый, шестой и восьмой пункта 1).
Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 8 Закона держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если число владельцев ценных бумаг превышает 500, держателем реестра должен быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
По смыслу приведенных положений под порядком ведения реестра владельцев ценных бумаг следует понимать деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, совокупность которых обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяет получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
При этом по общему правилу законодателем предоставлено эмитенту право выбора при решении вопроса о том, кто будет осуществлять сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление указанных данных.
Юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими, может самостоятельно заниматься этой деятельностью, а также может поручить ее профессиональному участнику рынка ценных бумаг.
Статьей 38 Закона установлено, что одной из основ регулирования рынка ценных бумаг является лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Данная деятельность лицензируется тремя видами лицензий, в том числе лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра (пункт 6 статьи 39 Закона).
Утвержденный во исполнение пункта 6 статьи 42 Закона Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг среди других лицензионных требований и условий называет соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 3.1.4).
Одним из главных квалификационных требований, предъявляемых к специалистам финансового рынка, является наличие квалификационного аттестата по соответствующей специализации (раздел II Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 апреля 2005 г. N 05-17/пз-н).
Таким образом, без подтверждения лицензиатом соответствия работников квалификационным требованиям путем представления, в частности, их квалификационных аттестатов лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра юридическому лицу не выдается.
Случаи, когда эмитент не может самостоятельно осуществлять деятельность по ведению реестра и в обязательном порядке должен поручить ее профессиональному участнику рынка ценных бумаг, носят исключительный характер и специально оговорены в законе.
Кроме названного выше случая, указанного в абзаце десятом пункта 1 статьи 8 Закона (если число владельцев ценных бумаг превышает 500), абзацем вторым пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определено, что в акционерном обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
Закрепив в пункте 2.2 Приказа предписание, обязывающее эмитента именных ценных бумаг иметь в штате не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, Федеральная служба по финансовым рынкам тем самым распространила квалификационное требование, необходимое для выдачи профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, на эмитентов, что не может быть признано правомерным, поскольку в законе такого условия для осуществления эмитентами деятельности по ведению реестра не имеется.
С учетом изложенного оспариваемое предписание Приказа устанавливает не обязательное требование к порядку ведения реестра, а фактически накладывает на эмитентов, ведущих самостоятельно реестр владельцев именных ценных бумаг, дополнительную обязанность, не предусмотренную законом, ограничивая их право на самостоятельное ведение реестра.
Полномочий по принятию таких нормативных правовых актов Федеральная служба по финансовым рынкам не имеет.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Независимые директора" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 декабря 2007 г. N 07-113/пз-н "О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ