Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-95

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2014 г. N АКПИ14-95

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" о признании частично недействующими пунктов 105, 106, 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

пункт 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Пункт 106 Правил закрепляет, что сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

Пункт 157 Правил предусматривает, что при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон), в следующих случаях: если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг (подпункт "а"); если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к Правилам (подпункт "б"); если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (подпункт "в"); если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (подпункт "г"); если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (подпункт "д"); если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.) (подпункт "е"); если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении (подпункт "ж"); в других случаях, предусмотренных договором (подпункт "з").

Смоленская региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими указанных нормативных положений, как устанавливающих обязательное досудебное обращение потребителя к исполнителю коммунальной услуги для проведения перерасчета, взыскании неустойки за некачественное предоставление коммунальной услуги и штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Заявитель полагает, что пункт 157 Правил в той части, в которой данная норма ограничивается случаями, перечисленными в этом пункте, право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере и в случаях, указанных в Законе о защите прав потребителей, противоречит статье 31 Закона.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые пункты Правил не регулируют отношения по досудебному порядку урегулирования споров. Пункт 157 Правил предусматривает случаи, когда потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, при предоставлении исполнителем потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и не может нарушать права потребителей.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения представителя Минстроя России Н., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Правительство Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 2011 г., 1 июня.

В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - услуги ненадлежащего качества), изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 161 этого кодекса при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил, установленных Правительством Российской Федерации. Аналогичную ответственность несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация (части 2.2 и 2.3).

Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Регламентируя обязанности покупателя, пункт 1 статьи 543 названного кодекса предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Данные правила в силу статьи 548 этого кодекса применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, потребитель, которым согласно содержанию пункта 2 Правил является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, имеет право на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Право требования от должника исполнения его обязанности закреплено пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях, являются реализацией права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, поскольку определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым согласно пункту 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

При этом оспариваемые заявителем пункты Правил не содержат предписаний, которыми устанавливается обязанность потребителя в досудебном порядке обратиться к исполнителю услуг для проведения перерасчета, взыскания неустойки и штрафа за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и не могут нарушать прав неопределенного круга лиц в указанном заявителем аспекте.

Заявитель также полагает, что пункт 157 Правил в той части, в которой данная норма ограничивает перечисленными в этом пункте случаями право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, противоречит статье 31 Закона.

Исходя из содержания понятия "потребитель", закрепленного в Правилах, оспариваемый в части нормативный правовой акт распространяется на всех лиц, пользующихся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющих коммунальные услуги, в том числе на граждан, потребляющих эти услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, Правила являются актом, регулирующим отношения, отдельные виды которых не подпадают под предмет регулирования Закона о защите прав потребителей.

Пункт 157 Правил в оспариваемой части предоставляет право всем потребителям в перечисленных в этой норме случаях при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, и не отменяет право гражданина, потребляющего коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предъявление к исполнителю требований, предусмотренных поименованным законом, если с учетом характера предоставляемых услуг они могут быть применены к отношениям, связанным с нарушением требований к качеству коммунальных ресурсов, установленных оспариваемыми в части Правилами.

Вместе с тем если отдельные виды отношений с участием потребителей - граждан регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве последствия предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги, которое определяется в порядке, реализованном Правительством Российской Федерации в оспариваемых Правилах.

Статья 39.1 Закона о защите прав потребителей также закрепляет, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного пункты 105, 106, 157 Правил в оспариваемой части действующему федеральному законодательству, в том числе статье 31 Закона о защите прав потребителей, не противоречат, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" о признании частично недействующими пунктов 105, 106, 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства РФ от 17.11.2000 N 857-64сс "О реализации Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации">
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу...", в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов оборудования для ракетно-космической промышленности"
Ошибка на сайте