Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.08.2013 N АКПИ13-705

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2013 г. N АКПИ13-705

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими абзаца первого пункта 6.3, абзаца третьего пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45,

установил:

приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно абзацу первому пункта 6.3 Инструкции при направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы.

В соответствии с абзацем третьим пункта 7.2 Инструкции запись граждан на личный прием к Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям при наличии заключения соответствующего структурного подразделения о его необходимости осуществляется начальником отдела по приему граждан.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 6.3 Инструкции в части, предусматривающей возвращение приложенных к обращению документов, если поставленные в обращении вопросы не разрешены по существу, абзаца третьего пункта 7.2 Инструкции в части, допускающей отказ от разрешения по существу вопроса об организации личного приема руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации по мотиву направления оригинала обращения для проверки в другой орган прокуратуры, противоречащими пункту 4 статьи 5, частям 4, 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ), пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1) и нарушающими ее право обращаться лично, право на проверку заявлений о преступлениях, а также направлять обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

В судебное заседание С. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что абзац первый пункта 6.3 и абзац третий пункта 7.2 Инструкции не противоречат действующему федеральному законодательству и не ограничивают право граждан на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, на личный прием руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а лишь устанавливают порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 названного закона установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45, изданным в соответствии со статьями 10, 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1, утверждена и введена в действие Инструкция. Инструкция опубликована в журнале "Законность", 2013 г., N 4.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункты 1, 4, 5).

Согласно пункту 6.1 Инструкции обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Абзац первый пункта 6.3 Инструкции, предусматривающий при направлении заявителям ответов на обращения обязательный возврат приложенных к ним документов, не противоречит положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ и не ограничивает право граждан на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, поскольку не предполагает возврат документов без рассмотрения обращения по существу.

Довод заявителя о противоречии абзаца первого пункта 6.3 Инструкции части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1, запрещающим пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются, является необоснованным, так как эти нормы имеют иной предмет правового регулирования, чем оспариваемое нормативное положение, которое не может им противоречить.

Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ предусматривает проведение личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Порядок личного приема граждан руководителями государственных органов этот Федеральный закон не регулирует.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Исходя из этих законоположений, Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией вправе был в Инструкции определить порядок организации личного приема граждан, предусматривающий осуществление приема граждан отделом по приему граждан (пункт 7.1), начальниками главных управлений, управлений и отделов, их заместителями по обращениям на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации (абзац первый пункта 7.2), руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обращениям, которые разрешались уполномоченными на то лицами, перечисленными в пункте 7.1, абзаце первом пункта 7.2 Инструкции (абзац второй пункта 7.2).

Абзац третий пункта 7.2 Инструкции, устанавливающий, что запись граждан на личный прием к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителям осуществляется при наличии заключения соответствующего структурного подразделения о его необходимости, не ограничивает право граждан на личный прием руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и не умаляет прав граждан по сравнению с тем, как они определены в федеральном законе.

Довод заявителя о противоречии данной нормы пункту 4 статьи 5, части 4 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ носит произвольный характер, поскольку эти нормы не регулируют порядок организации приема в органах прокуратуры.

Абзац первый пункта 6.3, абзац третий пункта 7.2 Инструкции не ограничивают гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав граждан Российской Федерации, в том числе заявителя, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, на обжалование решения, принятого прокурором по его обращению, в суд.

Оспаривая абзац первый пункта 6.3 и абзац третий пункта 7.2 Инструкции, С. фактически выражает несогласие с ответами, данными органами прокуратуры на ее обращения о совершении преступления. Между тем проверка законности и обоснованности принятых решений по конкретным обращениям не может быть произведена судом при рассмотрении дела по требованиям об оспаривании нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С. о признании недействующими абзаца первого пункта 6.3, абзаца третьего пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
(ред. от 19.03.2013) "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237>
(ред. от 18.11.2013) "О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 16-1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел...">
Ошибка на сайте