Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2000 N ГКПИ00-1251

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1251

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного производственного объединения "Алексинский химический комбинат" о признании незаконными "Правил выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового, произведенного из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292,

установила:

Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что предусмотренное оспариваемыми Правилами положение о необходимости получения специального разрешения на поставку (отпуск) этилового спирта, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, не основано на законе и без достаточных оснований ограничивает права производителей такой продукции по ее реализации.

Полагает, что ограничения в области производства и оборота этой продукции могут устанавливаться только федеральным законом.

В судебном заседании представители заявителя Пахучий А.А. и Медведева С.А. предъявленное требование поддержали.

Представитель Правительства РФ Насеров Э.Ш. с данным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что содержащееся в Правилах требование о необходимости получения специального разрешения на реализацию этилового спирта и другой спиртосодержащей продукции не направлено на ограничение прав производителей и их права фактически не ограничивает.

При этом не оспаривал того обстоятельства, что без специального разрешения такая продукция не подлежит реализации.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора РФ Власовой Т.А., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 7 января 1999 г.) указаны предусмотренные данным Законом ограничения в области производства и оборота этой продукции.

В соответствии с ч. 2 названной статьи этого же Закона наряду с ограничениями, установленными настоящим Законом, иные ограничения могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292 были утверждены "Правила выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", которыми установлено, что поставка (отпуск) данной продукции осуществляется на основании специальных разрешений.

По утверждению представителей заявителя, данные Правила не соответствуют требованиям вышеназванного Закона и устанавливают не предусмотренные им и какими-либо другими федеральными законами ограничения на поставку (отпуск) спирта и другой спиртосодержащей продукции, чем нарушают права производственного объединения.

Эти утверждения представителей заявителя материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо данных в их опровержение и представителем Правительства РФ.

Кроме того, анализ содержания оспариваемых Правил также свидетельствует о их несоответствии ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Правила подлежат признанию незаконными и не подлежащими применению.

Довод представителя Правительства РФ Насерова Э.Ш. о том, что требование Правил о необходимости получения производителями спиртосодержащей продукции специального разрешения на ее поставку не является ограничением их прав, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и опровергается имеющимися в деле данными.

В частности, из объяснений представителей заявителя, чего не отрицал в суде и представитель Правительства РФ, следует, что без получения специального разрешения на поставку (отпуск) указанной выше продукции ее реализация является невозможной.

Учитывая, что содержащиеся в оспариваемых Правилах требования по получению специального разрешения фактически ограничивают, по сравнению с законом, права производителей и потребителей в области производства и оборота такой продукции, они не могут быть признаны правомерными, поскольку, как уже отмечалось выше, ограничения, не предусмотренные Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." могут устанавливаться только федеральным законом.

Ограничения же на поставку (отпуск) спиртосодержащей продукции в виде получения на это специального разрешения ни названным выше Федеральным законом или другими федеральными законами не предусмотрены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Государственного производственного объединения "Алексеевский химический комбинат" удовлетворить.

"Правила выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1291, признать незаконными и не подлежащими применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления ЦИК России от 23.09.2016 N 56/541-7>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 5, 6 раздела II Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утв. Приказом Минрегиона России от 11.08.2006 N 93>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 и пункта 1 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях", утв. Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н>
Ошибка на сайте