Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2005 N ВКПИ05-35
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2005 г. N ВКПИ05-35
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению капитана 3 ранга Ф. о признании незаконным и недействующим с момента издания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.01.2002 N 33 в части невключения в "Перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и воинскими подразделениями" его должности командира большого плавучего дока "ПД-90", в результате чего он лишен возможности получать установленную Указом Президента Российской Федерации надбавку за командование (руководство) воинским подразделением,
установил:
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает законность Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33 в части невключения в состав кораблей Военно-Морского Флота судов обеспечения, каким является большой плавучий док "ПД-90", командиром которого он является.
Заявитель указывает, что Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" в целях усиления социальной защищенности и материального стимулирования некоторых категорий военнослужащих и в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" было постановлено: Правительству Российской Федерации установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить размеры и порядок выплаты указанным военнослужащим ежемесячной надбавки, имея в виду, что размер этой надбавки устанавливается в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, отмечает далее Ф., Правительство Российской Федерации приняло Постановление об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.
Перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
В частности, Министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Однако, пишет Ф. своем заявлении, в Приложении к указанному Приказу Министра обороны Российской Федерации утверждена Инструкция "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", во втором примечании к которой сказано, что "для целей настоящей Инструкции под кораблями Военно-Морского Флота подразумеваются боевые корабли, боевые катера и корабли специального назначения".
В связи с этим в состав кораблей Военно-Морского Флота оказались не включенными суда обеспечения, к которым относится большой плавучий док "ПД-90", и он, Ф., как командир данного судна был лишен возможности получать установленную Указом Президента Российской Федерации надбавку за командование воинским подразделением.
Исходя из изложенного в заявлении, Ф. просит отменить Приказ Министра обороны Российской Федерации в указанной части и утверждает, что он противоречит нормам международного права, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, Указу Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" от 29 декабря 2001 года N 1509 и нарушает права заявителя, установленные во "Всеобщей декларации прав и свобод человека" от 10 декабря 1948 года.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. - Филонова О.И. настаивала на требованиях доверителя и просила суд их удовлетворить по изложенным выше основаниям.
Представители Министра обороны РФ Скок В.Г. и Мисинева Т.Е. требования заявителя не признали и пояснили, что обжалуемый Перечень был составлен с учетом предложений заместителей Министра обороны РФ, Главнокомандующих видами и Командующих родами войск, Начальников главных и центральных управлений и по согласованию с Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, в пределах предоставленных Министру обороны РФ прав и имеющегося резерва ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. При этом права заявителя нарушены не были, поскольку по квалификации кораблей и судов ВМФ РФ большой плавучий док "ПД-90" в соответствии с Приказами МО РФ 1996 года N 07 и Главкома ВМФ РФ 2003 года N 039 относится к пятой группе кораблей и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации - "Катера и рейдовые суда обеспечения", классу - "Рейдовые специальные суда", основное предназначение которых - ремонт кораблей, судов, вооружения и техники в пунктах базирования, докование кораблей, судов. С учетом конкретных задач, решаемых данным подразделением тылового обеспечения, должность командира большого плавучего дока "ПД-90" в Перечень включена не была. К тому же, пояснили представители МО РФ, надбавки к денежному содержанию предусмотрены только командирам воинских частей, а также частей их тылового обеспечения, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Должность Ф. таковой не является.
Заслушав представителя заявителя Ф. - Филонову О.И. об удовлетворении заявленных требований, объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Скока В.Г. и Мисиневой Т.Е., возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Богателии В.И., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования Ф. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 9 ст. 13, установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а также в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству Российской Федерации было поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить размеры и порядок выплаты указанным военнослужащим ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, имея в виду, что размер этой надбавки устанавливается в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" установило с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.
Перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, Правительство РФ предложило определять руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, указав источник финансирования данных расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны Российской Федерации Приказом от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" предложил своим заместителям, Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, Командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации предложения по перечням воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка, указанная в пункте 1 настоящего Приказа, в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Данным Приказом Министра обороны утверждена "Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении перечисленный в таблице личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.
13 февраля 2002 года Министр обороны РФ утвердил представленный ему "Перечень", и в нем идет речь только о командирах воинских подразделений и воинских частей.
Должность же "командира большого плавучего дока "ПД-90", которую занимает Ф., как это видно из "Перечня", в него не включена, с учетом конкретных задач, решаемых данным подразделением тылового обеспечения, и, таким образом, дополнительная выплата командиру судна не установлена.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 7 и Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации 2003 года N 39 определена классификация кораблей и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации, в соответствии с которой большой плавучий док "ПД-90" относится к пятой группе кораблей и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации - "Катера и рейдовые суда обеспечения", классу - "Рейдовые специальные суда", основное предназначение которых - ремонт кораблей, судов, вооружения и техники в пунктах базирования, докование кораблей, судов.
Исходя из этого, рейдовое специальное судно - большой плавучий док "ПД-90" не относится к кораблям и судам, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом данная надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Указанный правовой принцип был соблюден как при издании Указа Президентом РФ, при принятии Постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", а затем и при утверждении "Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями".
Поэтому утверждение Ф. о том, что отсутствие в "Перечне" указанной им должности нарушает его право на получение ежемесячной денежной компенсации, является ошибочным.
Таким образом, поскольку оспариваемый Приказ и Инструкция Министра обороны Российской Федерации и утвержденный им Перечень не противоречат нормам международного права, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, а также Указу Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" от 29 декабря 2001 года N 1509, во исполнение которого он был утвержден Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему прав и в пределах выделенных ассигнований, то заявление Ф. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении жалобы Ф. об отмене Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33 в части невключения в состав кораблей Военно-Морского Флота судов обеспечения (каким является большой плавучий док "ПД-90" и командиром которого является заявитель) отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН