Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 12.04.2010 N ГКПИ10-239

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2010 г. N ГКПИ10-239

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 58 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,

установил:

согласно пункту 58 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 58 Правил, предусматривающие перерасчет начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг за период временного отсутствия по месту постоянного жительства, что противоречит части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права граждан.

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 22 марта 2010 г. N СС-П9-1680).

Представитель Правительства Российской Федерации М. возражала против удовлетворения заявленного требования и пояснила суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав граждан.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 г. N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 1 июня 2006 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 5 июня 2006 г.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" под потребителем понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Раздел VI Правил регулирует порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Данное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам и применяется в случае отсутствия приборов учета, когда размер платы за коммунальные услуги рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг, имеет своим предназначением соблюдение баланса интересов потребителей и исполнителя.

Правила распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2).

На основании положений пункта 58 Правил перерасчет платы по отдельным видам коммунальных услуг осуществляется исполнителем при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета в случае временного отсутствия потребителя, который постоянно проживает в данном жилом помещении.

Коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; 4) члена жилищного кооператива; 5) собственника жилого помещения.

Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель (часть 3 статьи 80 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Если гражданин пользуется жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, то в силу части 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Несмотря на то, что названные категории граждан не обладают самостоятельными правами пользования жилым помещением, они являются потребителями коммунальных услуг.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, и других нормативных актах.

Так, раздел III Правил, устанавливая порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в подпункте "б" пункта 19 предусматривает определение размера платы за коммунальные услуги в случае, когда потребитель считается временно проживающим в жилом помещении.

Оспариваемое положение пункта 58 Правил не содержит запрета на перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан, поэтому доводы заявителя о его противоречии части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав граждан, заявление Б. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании частично недействующим пункта 58 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
"О внесении дополнений в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы"
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование, ведение и использование единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза")
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании в части Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 197 "О классификации кормовой добавки для животных по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" не соответствующим международным договорам>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524>
Ошибка на сайте