Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2001 N ГКПИ2001-1556

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1556

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Грызловой Веры Сергеевны о признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения пос. Шварцевский Киреевского района Тульской обл. из зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом,

установил:

Грызлова В.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что пос. Шварцевский Киреевского района Тульской обл. без законных оснований исключен оспариваемым Постановлением Правительства РФ из числа населенных пунктов, включенных в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом, чем нарушены права проживающих в нем граждан, в том числе и заявительницы, на получение установленных законом соответствующих льгот.

При этом ссылается на то, что с 1991 года Правительством РФ каких-либо согласованных исследований радиоактивного загрязнения территории пос. Шварцевский не проводилось.

Утверждает также, что даже имеющиеся показатели последних исследований радиоактивного загрязнения находятся в пределах допустимой погрешности при проведении таких исследований и объективно не изменились после предыдущего обследования.

Кроме того, недопустимым является отсутствие на местах надлежащей информации о действительном радиоактивном загрязнении населенных пунктов Киреевского района, в том числе и отсутствие радиационных паспортов на них.

В судебном заседании Грызлова В.С. и ее представитель Сладких Л.С. жалобу поддержали.

Представители Правительства РФ от МЧС России Бублит С.А. и Нечаевская Е.В., от Гидромета РФ Челюканов В.В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что в соответствии с законом Правительство РФ не реже 1 раза в 5 лет вправе пересмотреть границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, в зависимости от изменения радиационной обстановки и других факторов.

Исходя из этого, Правительством РФ и был пересмотрен Перечень населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Выслушав объяснения заявительницы Грызловой В.С., ее представителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986 - 1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий, Правительством РФ Постановлением от 18 декабря 1997 г. N 1582 был утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым пос. Шварцевский Киреевского района Тульской обл. был исключен из числа населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.

По утверждению представителей Правительства РФ, данный Перечень населенных пунктов был утвержден на основании представленных соответствующими органами государственной власти (Гидрометом России и Минздравом РФ) данных о радиационном загрязнении территории пос. Шварцевский Киреевского района (0,93 Ки/км2).

Эти данные в установленном порядке никем своевременно оспорены не были, и поэтому у Правительства РФ имелись законные основания для принятия оспариваемого по настоящему делу Постановления.

Неточности в указании мест забора проб грунта в пос. Шварцевский, на что ссылается заявительница, не могут влиять на общее состояние радиационного загрязнения в этом населенном пункте, поскольку как и предыдущие, в том числе и 1990 г. исследования, проводились в соответствии с установленной методикой и технологией для такого рода исследований, что и зафиксировано на специальной карте местности по отбору проб на исследование.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение также и самой заявительницей и ее представителем.

Оспариваемое Постановление было принято Правительством РФ в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями ст. 7 названного выше Закона.

Анализ имеющихся в деле данных о радиационном загрязнении территории пос. Шварцевский свидетельствует о том, что плотность такого загрязнения ниже установленной законом нормы, дающей основание для его включения в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого Постановления Правительства РФ в указанной части незаконным (недействительным) не имеется.

Довод заявительницы и ее представителя о том, что никаких исследований по вопросу радиационного загрязнения на территории пос. Шварцевский Киреевского района после 1991 года не проводилось, а поэтому и не имелось оснований для исключения его из Перечня населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом, не может быть признан обоснованным, поскольку ими каких-либо убедительных данных в его подтверждение не приведено.

Их ссылки при этом на имеющиеся неточности в названиях улицы и нумерации домов, где отбирались пробы, не могут свидетельствовать сами по себе о том, что такие пробы вообще не отбирались.

Из представленных суду документов следует, что отбор проб в поселке Шварцевский дополнительно проводился в 1994 - 1995 годах по утвержденной методике с соблюдением соответствующей технологии.

Проводилось исследование плотности радиационного загрязнения и в 1997 году, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле официальные данные о радиоактивном загрязнении цезием-137 территории населенных пунктов Тульской обл. (по состоянию на сентябрь 1997 г.) с приложением схем обследования.

Данное обстоятельство подтверждается также имеющимися в деле письмами эколого - радиологического комитета Администрации Тульской обл. на имя главы Шварцевской поселковой администрации Радомского В.А., а также данными радиационно - гигиенического мониторинга в поселке Шварцевский Киреевского района, проводимого Центром госсанэпиднадзора в Тульской области в 1993 - 1997 годах.

С учетом этого суд не может принять во внимание представленные представителем заявительницы справки от различных должностных лиц пос. Шварцевский, в том числе и главы администрации этого поселка, о том, что исследования радиационного загрязнения его территории после 1991 года не проводились, поскольку они могли и не знать о их проведении.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что по данным аэрогамма - съемок территории Тульской обл., выполненных в 1986 - 1990 годах, пос. Шварцевский Киреевского района находился вне зоны радиоактивного загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС, что было подтверждено и данными наземных обследований, выполненных непосредственно на территории указанного населенного пункта в сентябре 1990 года. По состоянию на сентябрь 1990 г. средняя плотность радиоактивного загрязнения почв цезием-137 по данным 3-х проб составляла 0,86 Ки/км2 (данных этих обследований заявительница не оспаривает).

Последующие уточнения радиационной обстановки в пос. Шварцевский также подтвердили, что средняя плотность загрязнения почв цезием-137 с учетом данных 1990 г. составила около 0,9 Ки/км2, что не превышает допустимую норму загрязнения (выше 1 Ки/км2).

На время принятия Правительством РФ оспариваемого Постановления, по утверждению представителей Правительства РФ, в силу физического закона о периоде распада цезия-137 (полураспад составляет 30 лет) плотность радиационного загрязнения в пос. Шварцевский объективно снизилась примерно на 10%.

Это утверждение материалами дела и заявительницей не опровергнуто.

С учетом представленных Правительству РФ данных о том, что уровень радиационного загрязнения в пос. Шварцевский на сентябрь 1997 г. составил ниже 1 Ки/км2, у него в силу ст. ст. 7 и 11 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имелись все основания для исключения указанного поселка из Перечня населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Грызловой Веры Сергеевны о признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в части исключения пос. Шварцевский Киреевского района Тульской обл. из зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества">
<О признании недействующими абзаца второго пункта 5, подпункта "е" пункта 6, абзаца второго пункта 13, пункта 15, абзацев второго и третьего пункта 19 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим подпункта "д" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280>
<О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия">
Ошибка на сайте