Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ03-937
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2003 г. N ГКПИ 03-937
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" о признании недействующим п. 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963, в части слов: "пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Правила),
установил:
ОАО "Центр Телеком" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт 2 Правил в части приведенных слов, исключающих финансирование расходов операторам связи за счет федерального бюджета, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи ветеранам и инвалидам из числа военных пенсионеров и пенсионеров других силовых федеральных органов исполнительной власти, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает имущественные права заявителя, вынужденного в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставлять этой категории пенсионеров услуги связи на льготных основаниях за счет собственных средств без возмещения их из федерального бюджета, как это предусмотрено ФЗ "О связи".
В судебном заседании представители заявителя Коробов Г.Д. и Левыкин А.Д. заявление поддержали.
Представители Правительства РФ Березин В.А., Михеева О.М. и Самкова С.А. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил соответствует закону и оснований для его признания недействующим не имеется.
Представитель Правительства РФ от Министерства обороны РФ Подковыров А.А. полагал, что оспариваемые Правила в части, исключающей финансирование расходов операторам связи за счет федерального бюджета, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи ветеранам и инвалидам из числа военных пенсионеров и пенсионеров других силовых федеральных органов исполнительной власти, не соответствуют ФЗ "О ветеранах".
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963 (с изменениями от 28 февраля 2002 г.) были утверждены Правила возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, пунктом 2 которых предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в п. 1 настоящих Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 г. Министерству труда и социального развития РФ на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов РФ либо территориальные органы Пенсионного фонда РФ. В последующем действие данного Постановления Правительства РФ и Правил ежегодно продлевалось. Продлено их действие и на 2003 год.
По утверждению представителей Правительства РФ Березина В.А., Михеевой О.М. и Самковой С.А., в целях реализации Федерального закона "О ветеранах", начиная с 2000 г. за счет средств федерального бюджета производится финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов РФ либо территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Указанные средства федерального бюджета предусматриваются Минтруду России по разделу 18 "Социальная политика", который на основании бюджетных заявок, поступивших от органов социальной защиты населения субъектов РФ, распределяет их между субъектами РФ в соответствии с названными Правилами.
Финансирование же расходов на возмещение потерь операторам связи от предоставления льгот по оплате за пользование телефоном ветеранам и инвалидам военной службы осуществляется через соответствующие органы исполнительной власти (Минобороны РФ, МВД РФ и др.).
Ветераны и инвалиды, которым пенсии назначаются и выплачиваются пенсионными отделами силовых министерств и ведомств, не состоят на учете в органах социальной защиты населения.
В связи с этим средства, предусмотренные Минтруду России по разделу 18 на каждый год, направляются на предоставление данных льгот только ветеранам исключительно из числа гражданских лиц.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы и имеющим право на льготы, в том числе по услугам связи, был установлен Постановлением Правительства РФ от 12 июня 1996 г. N 790 и который действовал до 1 июля 2002 г.
Оспариваемые заявителем Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот указанным выше лицам, никогда не регулировали, а поэтому они не могут противоречить указанным в заявлении нормам закона.
Эти утверждения представителей Правительства РФ, с чем фактически был согласен и представитель Правительства РФ от Министерства обороны РФ, материалами дела не опровергнуты.
Не оспаривались они по существу в судебном заседании и представителями заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 253 ГПК РФ оснований для признания пункта 2 Правил, в части указанных слов, недействующим не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Правил не соответствует требованиям Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О связи", не может быть принят во внимание, поскольку данные Правила регулируют вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи только ветеранам из числа гражданских лиц, и отношения к ветеранам военной службы и приравненным к ним лицам не имеют.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи этой категории лиц, был установлен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 года и который действовал наравне с оспариваемыми Правилами до 1 июля 2002 года.
Из этого следует, что оспариваемые Правила со дня их утверждения (15 декабря 2000 года) были изначально направлены на регулирование возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи только ветеранам из числа гражданских лиц.
Правомерность данных Правил по отношению к указанной категории лиц заявителем не оспаривается.
Данные Правила оспариваются заявителем лишь в связи с тем, что после признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 790 они, по его мнению, вступили в противоречие с действующим законодательством РФ в части, не предусматривающей возмещение расходов по предоставлению льгот по услугам связи ветеранам военной службы.
Однако указанное обстоятельство само по себе основанием к признанию недействующим оспариваемого пункта Правил являться не может.
Тот факт, что после признания утратившим силу постановления Правительства РФ не было принято нового постановления по этому вопросу, также не может, по мнению суда, служить основанием для признания оспариваемого пункта Правил незаконным и недействующим, поскольку данные Правила, как уже отмечалось выше, вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионными отделами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, не регулируют.
Суд при этом принимает во внимание также и то обстоятельство, что в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства РФ об утверждении соответствующих Правил по возмещению расходов, понесенных операторами связи в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам военной службы, которым данный вопрос будет урегулирован.
Что касается возмещения понесенных заявителем затрат на предоставление льгот по услугам связи ветеранам и инвалидам военной службы после 1 июля 2002 г., то он не лишен возможности обратиться с таким требованием в установленном порядке в соответствующий арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" о признании недействующим пункта 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963 (с изменениями от 28 февраля 2002 г.) в части слов: "пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.