Решение Верховного Суда РФ от 13.10.2009 N ГКПИ09-929
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. N ГКПИ09-929
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю. ,
при секретаре С.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Сибирь-Восток-Транзит" об оспаривании пунктов 1 и 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 766,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" утверждено Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов (далее - Положение).
Положение определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (пункт 1).
Под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе (пункт 2).
ООО "Сибирь-Восток-Транзит" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими в полном объеме и не порождающими правовых последствий со дня издания пунктов 1 и 2 Положения. В заявлении указано, что названные пункты Положения в совокупности противоречат Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" и создают непреодолимые препятствия для осуществления обществом такого экономического вида деятельности, как оптовая торговля ломом черных металлов.
В судебном заседании представитель ООО "Сибирь-Восток-Транзит" В. поддержал заявление и просил о его удовлетворении, пояснив, что при оптовой торговле ломом черных металлов (без его хранения и (или) переработки, а также без передачи этого лома на хранение или переработку третьим лицам) не возникает никаких производственных процессов, связанных с заготовкой лома, в связи с чем эта деятельность не должна лицензироваться. Утвердив пункты 1 и 2 Положения в оспариваемой редакции, Правительство Российской Федерации тем самым установило новый вид подлежащей лицензированию деятельности, не предусмотренный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Представители Правительства Российской Федерации З. и С.О. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что Положение в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление ООО "Сибирь-Восток-Транзит" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подпунктом 82 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов подлежат лицензированию. Статьей 5 Закона закреплено, что положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, реализуя указанное полномочие, Правительство Российской Федерации вправе было утвердить оспариваемое Положение и определить в нем конкретное содержание деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что оно регулирует порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Содержание приведенной нормы не дает оснований для вывода о противоречии ее Закону, поскольку в ней не говорится о лицензировании каких-либо иных видов деятельности, кроме лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.
Пункт 2 Положения раскрывает содержание понятий "заготовка", "переработка" и "реализация" лома черных металлов. Так, под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе. Таким образом, и данный пункт Положения не устанавливает новых видов деятельности, подлежащих лицензированию, а лишь конкретизирует содержание деятельности, которая подлежит лицензированию в силу подпункта 82 пункта 1 статьи 17 Закона.
С доводами заявления о том, что оспариваемые предписания Положения в их совокупности противоречат Закону, поскольку не позволяют юридическим лицам без получения лицензии осуществлять деятельность по оптовой торговле ломом черных металлов, которая не должна лицензироваться, суд также согласиться не может.
Оптовая торговля ломом черных металлов как вид предпринимательской деятельности невозможна без двух составляющих - покупки и продажи указанного лома, которые в свою очередь подпадают под понятия "заготовка" и "реализация" лома черных металлов. Следовательно, оптовая торговля ломом черных металлов, представляющая собой одну из разновидностей деятельности по заготовке и реализации лома черных металлов, подлежит лицензированию.
Утверждение заявителя об отсутствии в действующем законодательстве формы лицензии для такого вида деятельности, как оптовая торговля ломом черных металлов, является несостоятельным. В соответствии со статьей 10 Закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 11 апреля 2006 г. N 208 утвердило форму документа, подтверждающего наличие лицензии, которая является универсальной и применяется в отношении всех видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
ООО "Сибирь-Восток-Транзит" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ