Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 24.11.1995 N ГКПИ95-199

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 1995 г. N ГКПИ 95-199

Именем Российский Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Барышева Владимира Ивановича на действия Центральной избирательной комиссии РФ,

установил:

Барышев В.И. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на действия Центральной избирательной комиссии РФ, поставив вопрос о незаконности п. 4.6 Инструкции "О порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием", утвержденной Постановлением Центризбиркома РФ от 20 сентября 1995 г. N 18/149-П.

По мнению заявителя, указание в данном пункте Инструкции на то, что Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ рассматривает и разрешает информационные споры, имеющие общественно значимый характер и вытекающие из нарушений порядка и правил проведения предвыборной агитации через СМИ, установленных законодательством и настоящей Инструкцией, обеспечивает соблюдение принципа политического плюрализма, равные условия доступа избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты к СМИ, как и указание заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии РФ Иванченко А.В., содержащееся в правительственной телеграмме и предписывающее нижестоящим избирательным комиссиям, что, организуя предвыборную агитацию, им следует руководствоваться положением, согласно которому кандидаты в депутаты, одновременно являющиеся депутатами Государственной Думы, на период агиткампании получают бесплатное эфирное время и печатную площадь в региональных, муниципальных СМИ на равных условиях с другими кандидатами в депутаты, противоречат требованию Федерального закона "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" об обязанности депутатов информировать избирателей о своей депутатской деятельности через средства массовой информации, а также требованию этого Федерального закона о том, что депутат Государственной Думы имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, и нарушают права Барышева В.И. как депутата Государственной Думы, поскольку, сославшись именно на приведенные акты Центризбиркома РФ, местные государственные телерадиокомпании отказывают предоставлять депутатам Государственной Думы эфирное время для осуществления депутатской деятельности, в частности, для выступления с отчетом перед избирателями.

Представители Центральной избирательной комиссии РФ Алехичева Л.Г. и Биктагиров Р.Т. возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что обжалуемые заявителем акты Центризбиркома РФ не регулируют вопросы использования депутатами Государственной Думы СМИ в целях осуществления депутатской деятельности и полностью соответствуют положениям Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" о гарантированности равных условий доступа кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков к средствам массовой информации.

Заслушав объяснения заявителя Барышева В.И., поддержавшего поданную жалобу, представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Биктагирова Р.Т. и Алехичевой Л.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд РФ находит, что жалоба Барышева В.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" кандидаты в депутаты, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия).

Аналогичные положения, закрепляющие равные условия доступа кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков к средствам массовой информации, содержатся и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (ст. ст. 21, 23 - 24).

Изложенные выше положения инструкции, утвержденной Центризбиркомом РФ, и правительственной телеграммы, направленной заместителем Председателя Центризбиркома РФ в адрес нижестоящих избирательных комиссий, полностью соответствуют этим нормам федеральных законов, регламентируя принцип равных условий доступа кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Что касается вопроса о преимущественном праве заявителя Барышева В.И. как депутата Государственной Думы выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, то эти правоотношения не регулируются Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" и не регламентируются обжалуемыми актами Центризбиркома РФ.

Суд считает, что в обжалуемых актах Центризбиркома РФ не содержится какой-либо запрет на пользование депутатами Государственной Думы, являющимися кандидатами в депутаты Государственной Думы второго созыва, СМИ в целях осуществления депутатской деятельности, поскольку эти акты подтверждают необходимость соблюдения равных условий при получении кандидатами в депутаты эфирного времени и печатной площади в региональных, муниципальных СМИ именно при проведении агитации.

Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании представители Центризбиркома РФ.

Более того, в разъяснениях о порядке применения ч. 1 ст. 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" Центризбирком РФ, также руководствуясь равными условиями доступа кандидатов в депутаты к СМИ в целях проведения предвыборной агитации, правомерно указал на то, что не подпадающие под действие Федерального закона и этой инструкции выступления в средствах массовой информации кандидатов в депутаты, являющихся лицами, указанными в п. 1.1 настоящих Разъяснений (в том числе и депутатами Государственной Думы), не должны носить характер предвыборной агитации (п. 1.8 Разъяснений).

Довод заявителя о том, что местные телерадиокомпании, отказывая депутатам Государственной Думы в использовании эфирного времени для осуществления депутатской деятельности, ссылаются именно на обжалуемые акты Центризбиркома РФ, не может служить основанием для удовлетворения настоящей жалобы, поскольку, как указано выше, право депутата Государственной Думы на пользование СМИ в целях осуществления депутатской деятельности не ограничивается указанными актами Центризбиркома РФ (и не может ограничиваться), регламентирующими лишь вопросы использования кандидатами в депутаты СМИ в целях проведения предвыборной агитации.

Правоотношения, возникшие у заявителя с местными государственными телерадиокомпаниями по поводу использования эфирного времени для осуществления депутатской деятельности, предметом настоящего спора не являются.

В случае несогласия Барышева В.И. с отказом Государственной ТРК "Комсомольск" (и других телерадиокомпаний) в предоставлении ему для осуществления депутатской деятельности эфирного времени он вправе обжаловать такие действия телерадиокомпании в районном народном суде.

С учетом изложенных обстоятельств жалоба Барышева В.И. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 332, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Барышеву Владимиру Ивановичу отказать в удовлетворении жалобы на действия Центральной избирательной комиссии РФ и на принятые Центризбиркомом РФ акты.

Решение Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Судья Верховного Суда РФ

А.И.ФЕДИН

Другие документы по теме
(ред. от 02.06.2016) "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 7.6 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29.04.2003 N 36>
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798"
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными (незаконными) абз. 1 п. 4 и абз. 5 п. 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>
Ошибка на сайте