Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2014 N АКПИ14-433
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. N АКПИ14-433
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России",
установил:
в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" (далее - Указ от 19 сентября 2011 г. N 1205) размер среднемесячной заработной платы, исходя из которой исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,8 месячного должностного оклада (0,8 месячного денежного вознаграждения) по приравненным государственным должностям федеральной государственной службы, перечисленным в таблице соответствия должностей аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России государственным должностям федеральной государственной службы и в таблице соответствия должностей Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России государственным должностям федеральной государственной службы (приложения N 1 и 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов). Указ опубликован 26 сентября 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, ст. 5454.
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Указа от 19 сентября 2011 г. N 1205, ссылаясь на то, что данный акт в нарушение норм Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о социальных правах и гарантиях должностных лиц органов Союза Беларуси и России и их аппаратов от 22 января 1998 г., ратифицированного Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 167-ФЗ (далее - Соглашение от 22 января 1998 г.), лишает его возможности получения пенсии в том размере, в каком выплачиваются пенсии за выслугу лет, назначенные по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) соответствующей категории федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 142 "О некоторых социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" ему установлена ежемесячная доплата к пенсии как лицу, замещавшему должность заместителя начальника Управления в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России. Размер доплаты исчислен исходя из среднемесячного заработка (должностного оклада) по приравненной государственной должности федеральной государственной службы, предусмотренной таблицей соответствия должностей (приложение N 1 и 2 к Соглашению).
Заявитель полагает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1402 "Об индексации пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих) в Администрации Президента Российской Федерации (Администрации Президента РСФСР) и Аппарате Правительства Российской Федерации (Аппарате Правительства РСФСР, Аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации)" размер его пенсии с 1 сентября 2012 г. должен быть проиндексирован с учетом установленного этим постановлением средневзвешенного индекса повышения денежного содержания лиц, замещавших соответствующие должности в Администрации Президента Российской Федерации, - 2,88.
В судебном заседании П. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
В своих возражениях представитель заинтересованного лица Б.Л. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Указ от 19 сентября 2011 г. N 1205 издан в пределах компетенции Президента Российской Федерации, оспариваемое положение соответствует требованиям Соглашения от 22 января 1998 г., федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 57 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов, за исключением членов Высшего Государственного Совета, Совета Министров и членов Палаты Союза Парламента, являются государственными служащими Союзного государства.
Статьей 6 Соглашения от 22 января 1998 г. установлено, что пенсионное обеспечение должностных лиц аппаратов органов Союза, включая доплату к пенсии, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - участников Союза, гражданами которых они являются, для государственных служащих.
Во исполнение названного международного договора Президентом Российской Федерации 19 сентября 2011 г. издан Указ N 1205, согласно которому указанной категории граждан устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также определены порядок и условия назначения такой доплаты, в частности, основания и стаж, необходимый для назначения доплаты, ее размер, среднемесячный заработок, из которого исчисляется доплата, и порядок ее индексации.
Оспариваемая норма, устанавливающая максимальный размер среднемесячной заработной платы для исчисления ежемесячной доплаты к пенсии исходя из должностного оклада по приравненным государственным должностям федеральной государственной службы, соответствует приведенным положениям Соглашения от 22 января 1998 г. и федерального закона и не нарушает прав заявителя на индексацию ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку не устанавливает порядок индексации.
Пунктом 10 Указа от 19 сентября 2011 г. N 1205 определено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии индексируется в порядке, предусмотренном для индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно статье 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, пункту 2 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346, пенсии федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих.
Довод П. о том, что ему необоснованно отказано в индексации размера его пенсии с 1 сентября 2012 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1402, не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного положения недействующим, поскольку законность и обоснованность судебных решений не может быть проверена Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке абстрактного нормоконтроля.
Учитывая, что оспариваемый Указ издан в пределах предоставленных Президенту Российской Федерации полномочий, пункт 7 Указа не противоречит федеральному законодательству и международному договору, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления П. о признании недействующим пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1205 "О ежемесячной доплате к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА