Решение Верховного Суда РФ от 11.11.2013 N АКПИ13-947
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. N АКПИ13-947
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 2.20 раздела II Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,
установил:
в приложении N 20 к приказу Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" содержатся требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Раздел II указанного приложения устанавливает требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001). Пунктом 2.20, входящим в этот раздел, предусмотрено, что лист Н заявления "Сведения о заявителе", в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.
С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.20 Требований, фактически оспаривая его в части, нарушающей, по ее мнению, права собственников жилых помещений на создание некоммерческой организации с целью обслуживания многоквартирного жилого дома и управления общедомовым имуществом. Считает, что оспариваемая норма принята ФНС России с превышением полномочий, противоречит пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает ее право на уважение собственности, гарантированное статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, создает препятствия для реализации права собственности. Мотивирует свои требования тем, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе она, в соответствии с положениями жилищного законодательства выбрали способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике, ссылаясь на пункт 2.20 Требований, 29 июля 2013 г. приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, сотрудники инспекции в устной форме пояснили о необходимости подписания заявления каждым собственником жилого помещения в присутствии нотариуса.
Заявитель в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, не явилась, причин неявки суду не сообщила.
ФНС России и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), не направившее своего представителя в суд без указания причин, в письменных возражениях на заявление указали на то, что приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не содержит требования, обязывающего каждого собственника, проголосовавшего за создание товарищества собственников жилья, подписать заявление о государственной регистрации товарищества в присутствии нотариуса, неправильное применение оспариваемой нормы в отношении заявителя не свидетельствует о незаконности этой нормы, допущенная ошибка исправлена налоговым органом.
Обсудив доводы С., выслушав возражения представителей ФНС России Д. и Ф., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1); заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2).
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждает требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (абзац второй пункта 1, пункт 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).
Основываясь на этих нормах, ФНС России своим приказом от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ утвердила оспариваемые Требования. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, официально опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2012 г., N 44.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка его принятия и опубликования.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Из приведенных законоположений следует, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут выступать не только учредители (физические лица или юридические лица, представляемые их руководителями) создаваемого юридического лица, но и иные лица, действующие на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.
Согласно статье 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья, о наделении гражданина полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме (пункты 1, 2 части 2).
Следовательно, при создании товарищества собственников жилья заявителем является лицо, уполномоченное собственниками помещений многоквартирного дома, принявшими решение о создании такого товарищества, и лист Н "Сведения о заявителе" заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) заполняется именно этим лицом.
Условия о проставлении в заявлении по указанной форме подписи всеми собственниками помещений многоквартирного дома, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья, пункт 2.20 Требований не содержит. Данный пункт распространяется на случаи, когда заявителями выступают непосредственно сами учредители, а не лица, уполномоченные на обращение в регистрирующий орган в качестве заявителя в случаях, предусмотренных федеральным законом. Такое правовое регулирование не противоречит федеральному закону, прав и свобод заявителя не нарушает.
Как следует из сообщения Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 18 сентября 2013 г., решение об отказе в государственной регистрации товарищества собственников жилья "ПЛ. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ" по мотиву отсутствия подписей всех собственников жилых помещений, принявших решение о создании товарищества и наделивших С. полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, отменено, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании указанного товарищества.
В случае применения пункта 2.20 Требований в толковании, расходящемся с его действительным смыслом, заинтересованные лица не лишены возможности обратиться за судебной защитой своего нарушенного права.
Ссылка заявителя на статью 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод носит произвольный характер, поскольку эта норма не касается вопросов оформления заявления о государственной регистрации юридического лица.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. о признании недействующим пункта 2.20 раздела II Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ