Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2000 N ГКПИ2000-1161
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2000 г. N ГКПИ 2000-1161
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРС - Консалт" о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Минфином России 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к Инструкции,
установил:
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
В указанную Инструкцию Приказом Минфина России от 10 июля 2000 г. N 65н внесены изменения и дополнения, в частности в пункте 143 абзац 3 изложен в следующей редакции: "начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 401. Поступление средств согласно договорам отражается по дебету субсчетов 11, 120 и кредиту субсчета 175".
В приложении N 2 к указанной Инструкции в пункте 104 графа 2 изложена в следующей редакции: "начисление платы за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности"; в графе 4 номер субсчета 270 заменен на номер 401; в пункте 105 в графе 3 номер субсчета 110 заменен на номер 111.
ООО "АРС - Консалт" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к указанной Инструкции с внесенными изменениями и дополнениями от 10 июля 2000 г. N 65н, т.к. оспариваемые положения не соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "АРС - Консалт" Васильева Н.В. поддержала уточненные заявленные требования и пояснила, что внесенными изменениями предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете выручки от оказания платных услуг по основной деятельности на доходах, что влечет за собой определение налогооблагаемой базы. Между тем доходы от такой деятельности не должны включаться в расчет выручки от предпринимательской деятельности для целей налогообложения.
Представители Минфина России Фирсова Н.Г., Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. возражали против удовлетворения заявления, т.к. Инструкция издана Минфином России в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Представитель Минюста России Богданова В.В. возражала против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемые положения Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях не противоречат действующему законодательству.
Инструкция зарегистрирована в Минюсте России.
Выслушав объяснения представителя ООО "АРС - Консалт" Васильевой Н.В., представителей заинтересованных лиц Минфина России Фирсовой Н.Г., Маклевой Г.И., Артюхина Р.Е., Минюста России Богдановой В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Минфин России в соответствии с "Положением о Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации, утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Так, абзацами 1 и 3 п. 143 указанной Инструкции установлен режим совершения операций по субсчету 175, в соответствии с которым на субсчете 175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения" учитываются начисленные суммы платежей, подлежащие к получению:
от юридических лиц и направляемые в рамках исполнения бюджета на финансирование расходов учреждения (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.); от физических и юридических лиц за оказываемые услуги по основной деятельности; от учащихся, студентов и аспирантов - плата за проживание в общежитии.
Начисление платы за оказываемые услуги по основной деятельности производится по дебету субсчета 175 и кредиту субсчета 401. Поступление средств согласно договорам отражается по дебету субсчетов 111, 120 и кредиту субсчета 175.
Из объяснений представителей Минфина России Фирсовой Н.Г. и Маклевой Г.И. в суде следует, что ранее платные услуги, оказываемые учреждением по основной деятельности, подлежали учету по кредиту субсчета 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", что являлось ошибочным. Учреждения, получая доход от оказания платных услуг, должны достоверно отражать это на соответствующих счетах, поэтому в Инструкцию были внесены изменения, согласно которым платные услуги по основной деятельности подлежат учету по кредиту субсчета 401 "Доходы будущих периодов".
Отнесение доходов учреждения на субсчет 401 не предопределяет необходимость налогообложения этих доходов.
Согласно ст. 1 ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательстве организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Вопросы налогообложения регулируются налоговым законодательством, и отнесение доходов учреждения в субсчет 401 не предопределяет необходимость налогообложения этих доходов.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 120 определяет, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Гражданское и бюджетное законодательство допускает, что бюджетные учреждения вправе согласно целям своей деятельности получать доходы от предпринимательской деятельности, а также доходы от оказания платных услуг по основной деятельности.
Так, Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать платные дополнительные образовательные услуги, а полученный доход реинвестировать в образовательное учреждение (ст. 45 данного Закона).
Основы законодательства Российской Федерации "О культуре" в статье 47 устанавливают, что деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Платные формы культурной деятельности культурно - просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
Согласно ст. 18 ФЗ "О карантине растений" финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Средства, поступающие за выполнение работ и оказание услуг по обеспечению карантина растений органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации, средства, поступающие от организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации расходов на проведение карантинных фитосанитарных мероприятий, средства, поступающие от издательской деятельности, связанной с обеспечением карантина растений, а также штрафы и суммы возмещения убытков за правонарушения в области обеспечения карантина растений, добровольные взносы и пожертвования направляются на финансирование органов и организаций государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Вышеназванные нормативные акты, а также иные правовые акты предусматривают право учреждений образования, науки, культуры, медицины и др. получать доходы от оказания платных услуг по основной деятельности, которые учитываются на специально предусмотренном для учета доходов субсчете 401 "Доходы будущих периодов".
Учет любых видов доходов на указанном субсчете не означает, что эти доходы становятся предпринимательскими.
Приложение N 2 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях "Корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям" предусматривает в пункте 104 начисление платы за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности по дебету субсчета 175 и по кредиту субсчета 401 и в пункте 105 поступление средств за оказываемые учреждением услуги по его основной деятельности по дебету субсчета 111, 120 и по кредиту субсчета 175.
Указанные положения о корреспонденции субсчетов по бухгалтерским операциям не противоречат действующему законодательству. Ссылка заявителя на положения ст. 149 НК РФ, часть вторая, является несостоятельной, т.к. от налога на добавленную стоимость в настоящее время учреждения за оказываемые услуги также освобождены.
Как установлено в судебном заседании, заявитель осуществляет консультационную и аудиторскую деятельность и оспариваемым нормативным актом его права и интересы не нарушаются.
Учитывая, что оспариваемые положения Инструкции соответствуют действующему законодательству, приняты федеральным министерством в пределах его полномочий и не нарушают прав ООО "АРС - Консалт", заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ООО "АРС - Консалт" о признании недействительными абзаца 3 пункта 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Минфином России 30 декабря 1999 г. N 107н, и пунктов 104 и 105 приложения N 2 к Инструкции - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.