Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 27.09.2013 N АКПИ13-914

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2013 г. N АКПИ13-914

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А. о признании недействующей Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45,

установил:

приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Гражданин П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 3.2 Инструкции, ссылаясь на то, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом, и издание инструкций не предусмотрено. Между тем данный документ использовался при ответах на его обращения, а также при вынесении судебных решений, что противоречит части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации и статье 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

В суде П.А. уточнил заявленные требования и пояснил, что не имеет претензий по содержательной части Инструкции. Однако она не является ни федеральным законом, ни нормативным правовым актом, а регулирует вопросы организации деятельности прокуратуры и обязательна для применения только работниками прокуратуры, официально не опубликована и не прошла государственную регистрацию.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что Инструкция издана в пределах полномочий Генерального прокурора Российской Федерации соответствует действующему законодательству и не нарушает право граждан на обращение в органы прокуратуры.

Выслушав объяснения П.А., представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Конституция Российской Федерации в части 5 статьи 129 устанавливает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации определяются федеральным законом. Законом, определяющим правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, является Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 данного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Реализуя свои полномочия, Генеральный прокурор Российской Федерации приказом от 30 января 2013 г. N 45 утвердил Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно пункту 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10).

Таким образом, Инструкция разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Конституция Российской Федерации в статье 15 устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" введена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.

Прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и, следовательно, настоящий Указ не регулирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации опубликована в журнале "Законность" N 4 за 2013 г., размещена в информационно-справочных системах "Гарант", "Консультант плюс". Следовательно, доводы заявителя о том, что в нарушение установленного порядка Инструкция не прошла государственную регистрацию и не была опубликована официально для всеобщего сведения, являются несостоятельными.

Несогласие П.А. с принятыми по его заявлениям решениями судов не может рассматриваться как нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.А. о признании недействующей Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Распоряжения от 17.03.2010 N 349-р <О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р>
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконной (недействующей) части 5 "Перечня продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239>
"О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
"О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
Ошибка на сайте