Решение Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N АКПИ16-632
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. N АКПИ16-632
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Транссервисэнерго" о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 740 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг",
установил:
согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 740 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг" оно вступает в силу со дня его официального опубликования (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации, 11 августа 2014 г., N 32.
Акционерное общество "Транссервисэнерго" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
АО "Транссервисэнерго" является субъектом оптового и розничного рынков электроэнергии, основным видом деятельности которого является поставка электроэнергии, энергоснабжение потребителей. Стоимость электроэнергии, поставляемой АО "Транссервисэнерго" по договору потребления, включает в себя в том числе стоимость услуг по передаче этой электроэнергии до оборудования потребителей, которые административный истец самостоятельно оплачивает сетевым организациям из средств, полученных от потребителей.
По мнению административного истца, определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа) производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иной подход вносит дисбаланс в тарифное решение и противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона "Об электроэнергетике"). В связи с этим считает, что указанный порядок (введенный в действие с 1 августа 2014 г. пунктом 2 Постановления) подлежит применению в расчетах за услуги со следующего периода регулирования, то есть с 1 января 2015 г.
В суде представитель административного истца АО "Транссервисэнерго" Г. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе, Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 18 июля 2016 г. N СП-П9-4251).
Представители Правительства Российской Федерации К., Б., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей АО "Транссервисэнерго" Г., Правительства Российской Федерации К., Б., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "Об электроэнергетике", устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам (статьи 21, 25, 26).
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Так, пункт 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяет порядок расчета и применения цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, а также принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, закрепленным в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике", являются несостоятельными. При издании оспариваемого нормативного правового акта Правительство Российской Федерации руководствовалось требованиями части 1 статьи 20 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которой основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания (статья 23).
Согласно статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Из смысла положений вышеуказанных законов следует, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики, обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Транссервисэнерго" о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 740 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА