Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 08.08.2005 N ГКПИ05-826

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 8 августа 2005 г. N ГКПИ05-826

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Икон-Халкского сельского муниципального образования Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении границ муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике",

установил:

Икон-Халкское сельское муниципальное образование Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Икон-Халкское сельское муниципальное образование) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным и не действующим со дня принятия абзаца 6 Приложения N 3 и абзаца 4 Приложения N 6 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении границ муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Приказ).

Заявление мотивировано тем, что Приказ в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает права жителей Икон-Халкского сельского муниципального образования, поскольку неправомерно передает Адыге-Хабльскому сельскому муниципальному образованию 800 гектаров земель сельскохозяйственного назначения, которые территориально расположены в границах Икон-Халкского сельского муниципального образования. Данное обстоятельство, как указано в заявлении, подтверждается вступившим в законную силу решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 января 2005 г.

В судебном заседании глава Икон-Халкского сельского муниципального образования Джемакулов М.Э. поддержал предъявленное в суд заявление и просил о его удовлетворении в полном объеме, пояснив, что оспариваемый Приказ противоречит абзацу 6 части 3 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации Кирилин А.В. требование заявителя не признал и пояснил, что оспариваемым Приказом были впервые утверждены границы Икон-Халкского и Адыге-Хабльского муниципальных образований, которые расположены соответственно на левом и правом берегах реки Малый Зеленчук. Смежная граница между муниципальными образованиями утверждена по указанной реке с соблюдением всех требований об установлении границ муниципальных образований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Территория, включение которой в состав территории другого муниципального образования заявителем оспаривается, расположена на правом берегу реки Малый Зеленчук и к территории аула Икон-Халк не примыкает.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Качанова М.А. просила требование заявителя оставить без удовлетворения, ссылаясь на соответствие оспариваемых положений Приказа действующему законодательству Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление Икон-Халкского сельского муниципального образования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемым заявителем Приказом утверждены, в частности, границы Адыге-Хабльского и Икон-Халкского муниципальных образований Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики в виде картографического описания (Приложения N N 3, 6 к Приказу).

Абзацем 6 Приложения N 3 предусмотрено, что от условной узловой точки 3/7 граница Адыге-Хабльского муниципального образования проходит по межевым точкам существующей административной границы Адыге-Хабльского района по смежеству с Прикубанским районом в северном направлении 362 м до поворотной межевой точки, далее в западном направлении до середины реки Малый Зеленчук до условной узловой точки 3/6, которая расположена на середине реки Малый Зеленчук в юго-западной части муниципального образования на стыке границ Адыге-Хабльского, Икон-Халкского муниципальных образований Адыге-Хабльского района по смежеству с Бавуковским муниципальным образованием Хабезского района.

Абзацем 4 Приложения N 6 установлено, что от условной узловой точки 6/11 граница Икон-Халкского муниципального образования проходит в южном направлении по середине реки Малый Зеленчук, проходя через условную узловую точку 3/6, до условной узловой точки 3/5, которая находится в юго-восточной части муниципального образования на середине реки Малый Зеленчук, на стыке границ Икон-Халкского муниципального образования Адыге-Хабльского района по смежеству с Псаучье-Дахским, Бавуковским муниципальными образованиями Хабезского района.

С доводом заявителя о том, что оспариваемый Приказ в вышеприведенной части противоречит закону, суд согласиться не может.

В силу пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 марта 2005 г. должны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Согласно абзацу 2 части 3 названной статьи в случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 этой статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 814 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований" установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований, не утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 г., является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в срок до 1 марта 2005 г. границы Адыге-Хабльского и Икон-Халкского муниципальных образований утверждены не были. При таком положении в целях исполнения Закона Министерство регионального развития Российской Федерации обязано было утвердить границы этих муниципальных образований в виде картографического описания.

Утвердив смежную границу названных муниципальных образований, Министерство регионального развития Российской Федерации не нарушило требования по установлению границ муниципальных образований, закрепленные в статье 11 Закона, в частности, требование пункта 3 части 1 данной статьи о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

К территории населенного пункта - аул Икон-Халк, территория, вошедшая в состав Адыге-Хабльского муниципального образования, не прилегает, поскольку отделена от нее рекой Малый Зеленчук.

В то же время указанное требование Закона выполнено в отношении аула Адыге-Хабль, являющегося центром Адыге-Хабльского муниципального образования.

Утверждение заявителя о противоречии оспариваемых положений Приказа абзацу 6 части 3 статьи 85 Закона не может быть признано обоснованным, поскольку в данной правовой норме говорится об установлении границ городских поселений, а заявитель и Адыге-Хабльское муниципальное образование, смежная граница между которыми оспаривается, являются сельскими поселениями.

Более того, не может свидетельствовать о незаконности Приказа в оспариваемой части и решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 января 2005 г., которым признаны незаконными Постановления Главы администрации Адыге-Хабльского района от 11 февраля 1998 г. N 49 "О передаче земель в ведение Адыге-Хабльского сельского муниципального образования" и от 4 апреля 2001 г. N 114 "Об утверждении проекта перераспределения и использования природных ресурсов Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики".

Названные Постановления принимались по вопросам перераспределения земель для обеспечения зелеными кормами индивидуального животноводства, а не установления границ между муниципальными образованиями.

Между тем из материалов дела следует и фактически не оспаривалось представителем заявителя, что границы Адыге-Хабльского и Икон-Халкского муниципальных образований в соответствии с ранее действовавшим законодательством о местном самоуправлении не устанавливались и были впервые утверждены только оспариваемым Приказом.

Исходя из этого решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 января 2005 г. не может служить доказательством незаконности включения в границы Адыге-Хабльского муниципального образования территорий, расположенных на правом берегу реки Малый Зеленчук.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Икон-Халкскому сельскому муниципальному образованию Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении кремния"
"Об утверждении перечня видов медицинских изделий, подлежащих отнесению при их регистрации к средствам измерений"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц", утв. Приказом Минюста РФ от 19.12.2006 N 372>
"Об изменении базового периода мониторинга цен на сахар-сырец в целях определения на него ставок ввозных таможенных пошлин"
Ошибка на сайте