Решение Верховного Суда РФ от 16.09.2010 N ГКПИ10-921
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2010 г. N ГКПИ10-921
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. А.В. и Ч. В.В. о признании частично недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти",
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" установлен порядок обеспечения жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти (далее - Постановление). Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 113, 26 июня 2002 г., "Собрании законодательства Российской Федерации", 1 июля 2002 г., N 26, ст. 2594.
Абзацем вторым данного Постановления Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и органов налоговой полиции, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Ч. А.В и Ч. В.В обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления в части, предусматривающей предоставление жилых помещений членам семей погибших (умерших) на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
По мнению заявителей, оспариваемые нормы не соответствуют Закону Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), которые связывают предоставление жилых помещений членам семей погибших (умерших) с основаниями и условиями, имевшими место на момент постановки на учет, а не на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
В обоснование заявленного требования указали, что они являются членами семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел Ч. В.И., который 2 января 1984 г. был поставлен на учет на улучшение жилищных условий, 18 февраля 1991 г. Ч. В.И. умер, 26 февраля 2008 г. Ч. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании оспариваемого Постановления. Оспариваемая норма, по их мнению, нарушает их право на получение жилой площади, исходя из нормы предоставления, предусмотренной статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки их на учет.
В судебном заседании Ч. А.В. и Ч. В.В. уточнили заявленные требования и просили признать недействующим абзац второй Постановления в части, касающейся членов семей сотрудников органов внутренних дел.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 24 августа 2010 г. N СС-П4-5847).
В судебное заседание представитель Правительства Российской Федерации не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения заявителей, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью девятой статьи 30 Закона "О милиции", в редакции, действующей на момент принятия Постановления, в случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет, указанная жилая площадь предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления либо транспортными организациями не позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ часть девятая статьи 30 Закона "О милиции" признана утратившей силу.
Частью пятнадцатою статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, также сохранено право членов семьи погибшего на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет.
По смыслу приведенных нормативных положений за членами семьи погибшего, состоявшего на учете на получение жилой площади, сохраняется право на получение жилой площади.
Частью второй статьи 34 Закона "О милиции" Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать и иные, не предусмотренные данным Законом, гарантии социальной защиты сотрудников милиции.
На основании полномочий, предоставленных указанными нормативными правовыми положениями, в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти Правительством Российской Федерации принято оспариваемое Постановление, которым предусмотрено предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших жилых помещений во внеочередном порядке.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемых положений действующему законодательству.
Сравнительный анализ оспариваемой нормы и статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что этими нормами регулируются различные случаи предоставления жилья членам семьи погибших сотрудников. В оспариваемой норме по существу устанавливается дополнительная, по сравнению со статьей 54 Положения, социальная гарантия для членов семьи погибшего сотрудника нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не состоящих на жилищном учете, что следует из буквального содержания нормы.
Ошибочным является утверждение заявителей о том, что оспариваемое положение устанавливает норму предоставления жилых помещений, поскольку из его содержания этого не следует.
В связи с чем также является необоснованным и довод заявителей о том, что оспариваемым положением нарушено их право на получение жилой площади, исходя из нормы жилой площади, установленной статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 кв. м, поскольку эта норма действовала и на момент постановки на учет и на момент гибели Ч. В.И. (ЖК РСФСР утратил силу с 1 марта 2005 г.).
Таким образом, оспариваемое положение не противоречит нормам действующего жилищного законодательства, согласуется с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г., жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по нормам, действующим на момент предоставления.
Также суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что принимая оспариваемое Постановление, Правительство Российской Федерации, превысило свои полномочия, ограничив права членов семьи погибшего на получение жилой площади, т.к. оспариваемая норма не только не ухудшает положение членов семьи погибшего сотрудника, а по существу вводит дополнительную, не предусмотренную федеральным законом социальную гарантию для членов семьи погибшего сотрудника, ранее не состоящих на жилищном учете, но нуждающихся в их улучшении.
Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, абзац второй в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителей не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ч. А.В. и Ч. В.В. о признании частично недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА