Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2003 N ГКПИ03-55

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2003 г. N ГКПИ 03-55

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буркова А.Л. и Смердова С.Д. о признании частично не действующим пункта 57 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,

установил:

абзацем 1 пункта 57 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 (далее - Правила), предусмотрено, что возврат денег за не использованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на один час.

Бурков А.Л. и Смердов С.Д. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приведенного положения Правил, ссылаясь на его противоречие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В судебном заседании Смердов С.Д., представляя также интересы заявителя Буркова А.Л., поддержал заявленное ими требование и пояснил, что оспариваемое предписание Правил нарушает их права на расторжение договора перевозки в поезде пригородного сообщения и возврат денежных средств, уплаченных за услугу, которая им не оказана.

Представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации Тонких А.В. требование заявителей не признал, пояснив, что договор перевозки пассажира в поезде пригородного сообщения является договором присоединения и граждане, желающие его заключить, могут принять его условия не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин добровольно принимает предложенные ему условия договора перевозки и сознает обязательность этих условий для себя, включая условие о порядке расторжения договора. В случае расторжения договора перевозки поездом пригородного сообщения пассажир не вправе требовать возврата уплаченных за неиспользованный билет денег, поскольку условия перевозок пассажиров в поездах дальнего следования и пригородных поездах имеют существенные различия.

В частности, в пригородных поездах билет не предусматривает предоставление пассажиру отдельного места в конкретном поезде; оформляется без предъявления документов, удостоверяющих личность пассажира; не дает возможности установить, был ли он пассажиром фактически использован.

Выслушав объяснения Смердова С.Д. и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требование заявителей оставить без удовлетворения, суд полагает, что заявление Буркова А.Л. и Смердова С.Д. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Статья 83 данного Федерального закона разграничивает права пассажиров при проезде в поезде дальнего следования и проезде в поезде пригородного сообщения.

Так, в частности, при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего сообщения пассажир имеет право:

не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;

менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право:

приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы;

провозить бесплатно детей в возрасте не старше пяти лет;

провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

Из анализа приведенных положений Закона следует, что в отличие от пассажира в поездах дальнего следования пассажир в поезде пригородного сообщения имеет право на возврат неиспользованного билета и получение полной стоимости проезда не во всех случаях отказа от поездки, а лишь в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

При таких обстоятельствах Министерство путей сообщения Российской Федерации правомерно установило в пункте 57 Правил положение о том, что возврат денег за не использованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не допускается, за исключением случаев незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на один час.

Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров при проезде в поездах пригородного сообщения.

Оспариваемое положение соответствует и пункту 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Как уже отмечалось, Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не установлено, что пассажир имеет право требовать возврата денег за неиспользованный билет на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час).

С учетом изложенного суд не может согласиться с доводами заявителей и о противоречии оспариваемого положения Правил статье 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Таким образом, утверждая Правила, Министерство путей сообщения Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

Нельзя также согласиться с доводом заявителей о том, что оспариваемое положение Правил нарушает их право на расторжение договора перевозки, поскольку отказ от поездки в поезде пригородного сообщения после приобретения проездного документа (билета) как раз и свидетельствует об одностороннем расторжении пассажиром договора перевозки.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Буркову А.Л. и Смердову С.Д. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими Приказов ФТС России от 28.09.2010 N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" и от 29.07.2013 N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца пятого пункта 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
Ошибка на сайте