Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2008 N ГКПИ07-1524
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1524
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании частично недействующим подпункта 7.1 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N 895,
установил:
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N 895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России (далее - Положение).
Подпунктом 7.1 Положения предусмотрено, что на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России прикрепляются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта 7.1 Положения недействующим в части требования выслуги не менее 20 лет, считая его противоречащим Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", Федеральному закону "О статусе военнослужащих", а также общепринятым принципам и нормам международного права.
Заявитель указал на то, что с 1985 г. по 1987 г. проходил военную службу в войсках МВД России, с 1987 г. по 1996 г. - в органах внутренних дел. В настоящее время является пенсионером МВД РФ и инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, имеет выслугу 13 лет.
С принятием Министерством внутренних дел Российской Федерации оспариваемого положения он был лишен права на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях МВД России, которым пользовался десять лет.
В судебное заседание заявитель не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации Марьян Г.В. и Каравичев В.О. требование Т. не признали, ссылаясь на то, что Положение в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и его прав не нарушает.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 Положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, а также из федеральных органов налоговой полиции. При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются категории лиц, имеющих право на данное обслуживание.
В соответствии с подпунктом 7.1 Положения одной из категорий лиц, имеющих право на медицинское обслуживание, являются сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.
Довод заявителя о незаконности приведенной нормы в части указания на выслугу не менее 20 лет не может быть признан обоснованным.
В силу части 2 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, подпункт 7.1 Положения содержит те же условия обеспечения медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, которые закреплены в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, ему не противоречит и не отменяет право заявителя на медицинское обслуживание в указанных медицинских учреждениях.
Довод заявителя о противоречии Положения в оспариваемой части статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" несостоятелен, поскольку данная статья не устанавливает круг лиц, имеющих право на прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России.
Суд не может также согласиться с утверждением заявителя о противоречии оспариваемого предписания Положения Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Названный Федеральный закон не регулирует вопросы медицинского обслуживания сотрудников МВД России, а определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Несоответствия подпункта 7.1 Положения каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, также не имеется.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Т. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ