Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2007 N ГКПИ07-1293

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1293

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 19 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,

установил:

пунктом 19 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, зарегистрированным 8 августа 2002 г. N 3675 в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Правила), предусмотрено, что при проезде в поездах дальнего и местного следования пассажиры имеют право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Для детей старше 10 лет приобретаются проездные документы (билеты) как для взрослых. Возраст ребенка определяется на день начала поездки.

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим последнего предложения абзаца второго пункта 19 Правил.

В заявлении указано на несоответствие оспариваемого предписания Правил статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), устанавливающей, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Исходя из данной нормы, по мнению заявителя, право на бесплатный проезд ребенка либо приобретение для него льготного проездного билета должно возникать не с момента исполнения договора - посадки в поезд и начала поездки, а с момента заключения договора - приобретения билета.

Х. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких А.В., Злобин А.А. и Ямбулатова С.Р. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что Правила в оспариваемой части соответствуют ГК РФ, Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы граждан.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. полагала, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку оформление проездного документа (билета) исходя из возраста ребенка на момент посадки в поезд закону не противоречит.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Х. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях.

Согласно статье 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом. Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право провозить бесплатно детей в возрасте не старше пяти лет.

Частью четвертой статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпунктов "а" пунктов 13 и 15 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, при проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; при проезде в поезде пригородного сообщения - провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет, а также детей в возрасте от 5 до 7 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что право пассажира по провозу с собой детей бесплатно или на льготных условиях напрямую зависит от достижения ими определенного возраста.

Провоз пассажиром ребенка, не достигшего возраста 5 лет и не занимающего отдельное место, осуществляется без взимания провозной платы за него. Провоз пассажиром детей в возрасте от 5 до 10 лет в поезде дальнего следования и детей в возрасте от 5 до 7 лет в поезде пригородного сообщения осуществляется с оплатой на льготных условиях.

Таким образом, достижение ребенком определенного возраста влечет за собой утрату пассажиром права провозить его с собой бесплатно или на льготных условиях.

При таких обстоятельствах в оспариваемом предписании Правил правомерно указано на то, что возраст ребенка определяется на день начала поездки.

Довод заявителя о противоречии Правил в оспариваемой части статье 425 ГК РФ нельзя признать состоятельным, поскольку право пассажира на бесплатный или льготный провоз детей зависит не от времени приобретения проездного документа (билета), а от достижения ребенком определенного возраста на день начала поездки, что является существенным условием договора перевозки.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Х. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 16.01.1996 N 33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах">
<О признании незаконным (недействительным) пункта 7 "Положения об условиях работы по совместительству", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 09.03.1989 N 81/604-К-3/6-84>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии"
Ошибка на сайте