Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 06.11.2007 N ГКПИ07-1194

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1194

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим подпункта 3 пункта 2 Перечня основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение N 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденным Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104),

установил:

в соответствии с абзацами 8 - 10, 12 подпункта 3 пункта 2 Перечня разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий в вещах, находящихся при пассажирах:

жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:

в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Гражданин Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим подпункта 3 пункта 2 Перечня (приложение N 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров), утвержденным Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Воздушного кодекса РФ, изданы с превышением полномочий Минтранса России и нарушают права и законные интересы граждан, пользующихся услугами воздушного транспорта.

Л. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минтранса России Суханова А.С., Злобин А.А., Бесфамильный-Сабодаш С.В., Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству Российской Федерации, нормам международного права и не нарушают права пассажиров по договору воздушной перевозки.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минтранса России Сухановой А.С., Злобина А.А., Бесфамильного-Сабодаша С.В., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 августа 2007 г., регистрационный номер 9975, и опубликованы в "Российской газете" N 180, 17 августа 2007 г.

В соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров условия, предъявляемые к перевозке на борту воздушного судна в зарегистрированном багаже пассажиров опасных веществ и предметов, определяются в перечне основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение N 1 к настоящим Правилам).

Перечень разрешает перевозить на борту воздушного суда с соблюдением требуемых условий в вещах, находящихся при пассажирах:

жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:

в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям Воздушного кодекса РФ являются несостоятельными.

Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 ВК РФ).

Воздушный кодекс РФ определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (статья 83).

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, в том числе и посредством исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза (пункт 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ).

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах.

Согласно пункту 4 статьи 85 Воздушного кодекса РФ правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

Таким федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, является Министерство транспорта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395).

Минтранс России установил такой перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами.

Перечнем разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий в вещах, находящихся при пассажирах:

жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:

в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л, - один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично (абзацы 8 - 10 подпункта 3 пункта 2).

Как пояснили в судебном заседании представители Минтранса России Суханова А.С., Злобин А.А., Бесфамильный-Сабодаш С.В., Международная организация гражданской авиации (ИКАО) 11 декабря 2006 г. выпустила временные инструкции по контролю в целях безопасности для досмотра жидкостей, гелей и аэрозольных жидкостей, которые могут использоваться в качестве взрывных устройств на борту воздушного судна.

В соответствии с положениями временной инструкции все жидкости должны перевозиться в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема). Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Емкости следует помещать в прозрачный закрывающийся пластиковый пакет объемом не более 1 л. Емкости должны свободно размещаться в прозрачном пластиковом пакете, который должен быть плотно закрыт.

Пластиковый пакет должен предъявляться для визуального досмотра в пункте контроля. Каждому пассажиру разрешается иметь только один прозрачный пластиковый пакет.

Совет ИКАО предложил своим Договаривающимся государствам, которые отвечают за установление собственных перечней запрещенных предметов на основе инструкций ИКАО, рассмотреть возможности освобождения от ограничения тех жидкостей, которые приобретаются в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна. Такие жидкости должны быть упакованы в надежно запечатанный пластиковый пакет, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Положения абзацев 8 - 10 и 12 подпункта 3 пункта 2 оспариваемого нормативного правового акта полностью соответствуют рекомендациям Международной организации гражданской авиации.

Российская Федерация является участником Конвенции о Международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.).

Положения Конвенции предусматривают учреждение организации под названием Международная организация гражданской авиации, которая разрабатывает принципы и методы международной аэронавигации и содействует планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Гражданский кодекс РФ устанавливает право пассажира провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

Воздушный кодекс РФ в статье 106 определяет, что нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не изменяют нормы бесплатного провоза багажа.

Статья 113 Воздушного кодекса РФ говорит о воздушной перевозке оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ. Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация, реализуя свои международные обязательства, в лице компетентного государственного органа, в целях безопасности, недопущения использования жидкостей, гелей и аэрозолей в качестве кустарных взрывных устройств, установила допустимое количество жидкостей, гелей и аэрозолей, которые могут находиться в вещах при пассажире на борту воздушного судна, что не может рассматриваться как противоречие требованиям статей 84, 106, 113 Воздушного кодекса РФ и нарушение прав пассажиров.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта магазины беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна ставят в более выгодное положение по сравнению с иными предприятиями розничной торговли, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не нарушают права пассажиров.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (статья 103 ВК РФ).

Пользование пассажира услугами магазина беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна не суть содержания договора воздушной перевозки пассажира. Следовательно, не могут быть нарушены какие-либо права пассажира в связи с приобретением в магазинах беспошлинной торговли товаров, в том числе жидкостей, гелей и аэрозолей.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права пассажиров, заявление Л. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. о признании частично недействующим подпункта 3 пункта 2 Перечня основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение N 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденным Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст и пункта 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, в части их совместного применения на дороге, имеющей одну полосу движения в одном направлении, в случае, если объезд остановившегося на остановке маршрутного транспортного средства невозможен без выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения>
<О признании частично недействующим подпункта "а" пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54>
<Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950>
(ред. от 03.11.2015) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"
Ошибка на сайте