Решение Верховного Суда РФ от 21.07.2014 N АКПИ14-674
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. N АКПИ14-674
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.Н.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим пункта 19.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 214,
установил:
пункт 19.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 214 (далее - Административный регламент), предусматривает, что для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя. Приведенный пункт также содержит сноску <1>, согласно которой указанный документ не должен быть выдан ранее 3 месяцев на день подачи заявления о выдаче разрешения.
С., являющийся гражданином Республики <...> и имеющий намерение получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее - разрешение), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в той мере, в какой оно предусматривает, что документ об отсутствии судимости у заявителя не должен быть выдан ранее 3 месяцев на день подачи заявления о выдаче разрешения. Считает, что такое правовое регулирование противоречит Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и нарушает его право на получение разрешения.
Федеральная миграционная служба (далее - ФМС России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемое предписание действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает и направлено на получение ФМС России достоверных и актуальных сведений о наличии судимости у лица, претендующего на получение разрешения.
С., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителей ФМС России О., М., К.Е., представителя Минюста России Ч., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Во исполнение пункта 8 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ФМС России утвержден оспариваемый в части Административный регламент. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 22 января 2014 г., регистрационный N 31076, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014 г., N 10.
Административный регламент, согласно содержанию его пункта 1, устанавливает стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правила и процедуру получения иностранными гражданами разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в том числе с учетом или без учета ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание (статья 6), регулирует порядок временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (статья 6.1), а также закрепляет основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание (статья 7).
Согласно статье 7 названного закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (пункт 5); имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (пункт 6).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в качестве основания, исключающего возможность получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации, наличие у этого лица судимости за совершение отдельных категорий преступлений.
Оспариваемое нормативное предписание, закрепляющее, что документ, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя, не должен быть выдан ранее 3 месяцев на день подачи заявления о выдаче разрешения, направлено на реализацию требований приведенных законоположений и выявление обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, и в связи с этим не противоречит действующему законодательству.
Установленный пунктом 19.4 Административного регламента трехмесячный срок обеспечивает получение ФМС России актуальных сведений об отсутствии у иностранного гражданина судимости и согласуется с трехмесячным сроком действия обыкновенной частной визы, установленным абзацем вторым статьи 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
С учетом того, что в силу абзаца первого пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, оспариваемое предписание не может рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающих правовое регулирование, вступающее в противоречие с оспариваемой нормой, не имеется.
В связи с изложенным Административный регламент в оспариваемой части не ограничивает и не нарушает право заявителя на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 6 названного закона заявитель не лишен возможности подать заявление о выдаче разрешения в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в Республике Сербии, которое в шестимесячный срок принимает решение о выдаче разрешения на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения при наличии соответствующих оснований.
С учетом изложенного пункт 19.4 Административного регламента в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующим пункта 19.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 214, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА