Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 03.02.2010 N ГКПИ09-1662

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1662

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим абзаца шестого пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18,

установил:

Гражданка Украины К., постоянно проживающая в Российской Федерации, оспорила в Верховный Суд Российской Федерации абзац шестой (в заявлении ошибочно назван абзацем пятым) пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18, согласно которому при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Заявитель ссылается на то, что является пенсионером по старости, при выезде из Украины ей была выплачена пенсия по 31 мая 2004 г., в Российской Федерации трудовая пенсия была назначена не с момента прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, а на основании пункта 1 письма от 31 января 1994 г. N 1-369-18 с 1 октября 2005 г., то есть за 6 месяцев до месяца получения вида на жительство (7 апреля 2006 г.), вследствие чего нарушены ее пенсионные права. Считает оспариваемое положение, содержащееся, по ее мнению, в ненормативном правовом акте, не соответствующим статьям 39 (части 2), 62 (части 3) Конституции Российской Федерации, в силу которых государственные пенсии устанавливаются законом, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, статьям 1195 (пункт 3), 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации, признающим личным законом иностранного гражданина, проживающего в Российской Федерации, российское право, а также Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своих возражениях указало на то, что письмо от 31 января 1994 г. N 1-369-18 является нормативным правовым актом, изданным правомочным федеральным органом государственной власти с соблюдением установленного порядка, абзац шестой пункта 1 этого письма содержит разъяснение, не противоречащее пенсионному законодательству: до приобретения права на пенсию по законодательству Российской Федерации иностранный гражданин не лишается права получения пенсии по национальному закону того государства, в котором он проживал до переселения.

Министерство юстиции Российской Федерации считает, что назначение пенсии иностранному гражданину в зависимости от времени его регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не соответствует действующему законодательству.

Обсудив доводы К., просившей рассмотреть дело в ее отсутствие, выслушав объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации В., С. и Министерства юстиции Российской Федерации П., исследовав представленные материалы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Письмо от 31 января 1994 г. N 1-369-18, разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в СССР, издано Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в пределах своих полномочий, определенных пунктами 1, 4, 6 Положения о нем, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 167, статьей 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Данный нормативный правовой акт принят с соблюдением действовавшего на то время порядка, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 г., регистрационный N 497, официально опубликован в газете "Российские вести" 1 марта 1994 г.

В пункте 1 указанного письма разъясняется порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Правительства государств - участников названного Соглашения согласились с тем, что пенсионное обеспечение граждан государств данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1 статьи 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (часть первая статьи 7).

По законодательству Российской Федерации право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации; пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией; лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, сумма назначенной им трудовой пенсии может выплачиваться в рублях на территории Российской Федерации или переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции (часть третья статьи 3, пункт 1 статьи 19, пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, по смыслу приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

Абзац шестой пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 в настоящее время применяется в контексте действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающего пенсионное обеспечение иностранных граждан при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого видом на жительство.

Такой вывод следует из Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Об этом же свидетельствуют представленные К. документы о назначении ей пенсии исходя из времени получения вида на жительство и объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о том, что граждане, переселившиеся в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, приобретают право на пенсию по российскому законодательству после получения ими вида на жительство.

Учитывая, что письмо от 31 января 1994 г. N 1-369-18 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, не содержит норм, исключающих подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии в судебном порядке при наличии законных к тому оснований, требование о признании этого письма в оспариваемой части недействующим удовлетворению не подлежит.

Положение абзаца шестого пункта 1 письма, допускающее назначение пенсии за 6 месяцев до месяца возникновения у иностранного гражданина права на постоянное проживание в Российской Федерации, являющегося обязательным условием пенсионного обеспечения по российскому законодательству, не ухудшает прав переселившихся граждан по сравнению с тем, как эти права определены международным Соглашением и пенсионным законодательством Российской Федерации.

Доводы о несоответствии оспариваемого положения указанным в заявлении нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку абзац шестой пункта 1 письма от 31 января 1994 г. N 1-369-18 лишь разъясняет порядок пенсионного обеспечения, установленный международным Соглашением и законами Российской Федерации, не изменяя правового положения иностранных граждан, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное жительство.

Ссылки заявителя на нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие назначение трудовой пенсии ранее дня обращения за трудовой пенсией (пункт 4 статьи 19), а также возобновление выплаты трудовой пенсии, выплата которой ранее была приостановлена (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 23), лишены правовых оснований. Данные нормы регулируют порядок и условия возобновления выплаты трудовой пенсии, назначенной по законодательству Российской Федерации и ранее приостановленной по основаниям, предусмотренным этим законодательством. На отношения, связанные с пенсионным обеспечением иностранных граждан, переселившихся на постоянное жительство в Российскую Федерацию, эти нормы не распространяются, порядок и условия назначения им пенсий не определяют.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании недействующим абзаца шестого пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4.1 Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161>
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 137"
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании частично незаконным Приказа Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 155 и 157 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ 14.10.2005 N 189>
Ошибка на сайте