Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2013 N АКПИ13-955
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. N АКПИ13-955
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление промышленных предприятий при Федеральном агентстве специального строительства" о признании частично недействующими пунктов 1, 4.1, 4.6, подпунктов "б", "в", "ж" пункта 4.8 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 374,
установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 1 ноября 2008 г. N 374 утверждено типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление промышленных предприятий при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "УПП при Спецстрое России") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать частично недействующими следующие нормы Типового положения:
пункт 1, устанавливающий, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений;
пункт 4.1, согласно которому территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее также - Агентство, Росимущество);
пункт 4.6, предусматривающий, что территориальный орган заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;
пункт 4.8, в соответствии с которым территориальный орган по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества (подпункт "б"); организует и осуществляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, распоряжениями и приказами Агентства продажу федерального имущества (акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации за исключением древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), а также обеспечивает сохранность указанного имущества, осуществляет подготовку федерального имущества к продаже, готовит и представляет в Агентство проекты информационных сообщений о продажах федерального имущества, проводимых территориальным органом, заключает договоры купли-продажи федерального имущества, представляет в Агентство отчеты об исполнении поручений (подпункт "в"); осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (подпункт "ж").
По мнению заявителя, взаимосвязанные положения приведенных правовых норм в той мере, в которой они предусматривают самостоятельное, без соответствующего решения (поручения) Росимущества принятие территориальными органами решений (распоряжений) об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также решений (распоряжений) о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не соответствуют Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, и критерию определенности правового регулирования, нарушают принцип равенства всех перед законом, а также права и законные интересы ФГУП "УПП при Спецстрое России". В подтверждение нарушения своих прав заявитель ссылается на то, что земельный участок, на котором располагались объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения, распоряжением территориального органа - территориального управления Росимущества по г. Москве был разделен и предоставлен другим собственникам.
Минэкономразвития России указало в возражениях на то, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, право принимать решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Типовое положение не наделяет таким правом территориальные органы, которые принимают решения (распоряжения) о приватизации земельных участков по поручению Росимущества, оспариваемые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя и распространяются исключительно на территориальные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) считает безосновательными доводы заявителя об осуществлении полномочий в отсутствие соответствующих поручений Росимущества, поскольку полномочия территориальных органов определяются руководителем Росимущества, к компетенции которого отнесено утверждение положения о территориальном органе.
Выслушав объяснения представителей ФГУП "УПП при Спецстрое России" Ю., Р., возражения представителей Минэкономразвития России - А. и Минюста России - К.М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (части четвертая, пятая).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, разделом IX которого установлены правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Согласно пункту 9.9, входящему в этот раздел, руководитель федеральной службы или федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства, утверждает положение о территориальном органе в соответствии с типовым положением о территориальном органе соответствующей федеральной службы или федерального агентства, утвержденным приказом федерального министерства.
Реализуя предоставленные полномочия, Минэкономразвития России приказом от 1 ноября 2008 г. N 374 утвердило типовое положение о территориальном органе Росимущества. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2008 г., регистрационный N 12804, официально опубликован в издании "Российская газета", 2008 г., 26 декабря.
Правовые нормы, оспариваемые заявителем, должны оцениваться не только по содержанию, но и с учетом их места в системе норм Типового положения.
Пункт 1 Типового положения входит в раздел I "Общие положения", определяет функции, осуществляемые территориальным органом, и не содержит норм, устанавливающих полномочия данного органа и порядок их осуществления. По своему содержанию данный пункт согласуется с нормами Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в пункте 1 которого перечислены аналогичные функции, осуществляемые Росимуществом, а в пункте 4 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Полномочия территориального органа закреплены в разделе II Типового положения (пункты 4, 5).
В пункте 4.1 указанного раздела специально оговорено, что территориальный орган осуществляет перечисленные в данном пункте полномочия собственника федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пункт 4.1 Типового положения не содержит исключений из этого правила, как и пункт 4.6, отсылающий к установленному порядку заключения договоров купли-продажи федерального и иного имущества и не наделяющий территориальный орган правом совершать действия по распоряжению федеральным имуществом за пределами предоставленных ему полномочий.
Решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, о прекращении права собственности на эти земельные участки, а также об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принимаются Росимуществом, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом). Оспариваемые нормы, в том числе включенные в раздел II Типового положения, вопреки утверждению заявителя, не предоставляют территориальному органу право принимать решения по этим вопросам.
Из пункта 4.8 Типового положения ясно следует, что все названные в нем полномочия собственника федерального имущества, включая перечисленные в его подпунктах "б", "в", "ж", территориальный орган осуществляет по поручению Агентства.
Оспариваемые нормы ни в отдельности, ни в их взаимосвязи не наделяют территориальный орган какими-либо полномочиями по распоряжению федеральным имуществом без соблюдения указанных правил. Эти нормы не содержат положений, предоставляющих территориальному органу право принимать решения (распоряжения) о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, без соответствующего поручения Росимущества, а также какой-либо неопределенности или двусмысленности, являются конкретными и не допускают произвольного толкования при применении.
Пункты 1, 4.1, 4.6, подпункты "б", "в", "ж" пункта 4.8 Типового положения в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отвечают критерию определенности правового регулирования, не нарушают принцип равенства всех перед законом, гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации, а также права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Управление промышленных предприятий при Федеральном агентстве специального строительства" о признании частично недействующими пунктов 1, 4.1, 4.6, подпунктов "б", "в", "ж" пункта 4.8 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 374, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ