Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2014 N АКПИ14-316
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N АКПИ14-316
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Стандарт" о признании недействующим пункта 7 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 53 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений",
установил:
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 53 (далее - Приказ) внесены изменения в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений" (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 2012 г., регистрационный N 25265 и опубликован 3 декабря 2012 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 7 Приказа абзац четвертый подпункта 7.1 пункта 7 Порядка после слов "Российской Федерации" дополнен словами ", а также копия акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан вышеуказанный сертификат;".
Общество с ограниченной ответственностью "Спорт-Стандарт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Приказа в части, обязывающей заявителя приложить к заявлению о внесении сведений об объекте спорта во Всероссийский реестр объектов спорта копию акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокол проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан сертификат соответствия.
По мнению заявителя, пункт 7 Приказа противоречит абзацу первому пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ), согласно которому добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оспариваемая норма обязывает заявителя предоставить для регистрации объекта спорта в реестре документы, которые не выдаются заявителю органом, осуществляющим сертификацию объекта спорта на условиях, предусмотренных договором. Помимо этого Приказ Министерством спорта Российской Федерации издан с превышением полномочий, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, Министерство спорта Российской Федерации не наделено полномочиями по контролю и надзору за деятельностью коммерческих организаций.
В судебном заседании представители ООО "Спорт-Стандарт" П. и С. поддержали заявленные требования.
Представители Министерства спорта Российской Федерации В., З. и Л., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение не противоречит абзацу первому пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, поскольку правоотношения, возникающие в процессе внесения объектов спорта во Всероссийский реестр, данный федеральный закон не регулирует. Приказ издан Министерством спорта Российской Федерации в соответствии со статьей 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ) и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ.
Статьей 37.1 названного закона установлено, что Всероссийский реестр объектов спорта формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет формирование и ведение Всероссийского реестра объектов спорта. Порядок формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (части 1, 3, 4).
Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Во исполнение указанных нормативных правовых положений Приказом внесены изменения в Порядок.
В части второй статьи 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ приведен перечень сведений об объектах спорта, которые должен содержать Всероссийский реестр объектов спорта (далее - Реестр), в частности, год и месяц ввода в эксплуатацию, окончания реконструкции, капитального ремонта объекта спорта; функциональное назначение объекта спорта и возможность использования его подтрибунного пространства; единовременная пропускная способность объекта спорта; площадь земельного участка, на котором расположен объект спорта (в гектарах); наличие или отсутствие сооружений для размещения, обслуживания зрителей, в том числе отдельно стоящих сооружений (балконы, скамьи, трибуны с указанием количества рядов, мест для сидения); соответствие объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным национальными стандартами, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 4 - 9).
Утверждая порядок формирования и ведения Реестра, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе установить перечень документов, содержащих необходимые для внесения в Реестр сведения в соответствии с частью 2 статьи 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ.
Пунктом 7 Порядка установлен перечень документов, которые заявитель представляет в Минспорт России для принятия решения о внесении сведений об объекте спорта в Реестр, в частности, копия сертификата соответствия, подтверждающего соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации.
Поскольку сертификат соответствия не содержит всех необходимых сведений об объекте спорта, которые должен содержать Реестр, пунктом 7 Приказа в этот перечень документов дополнительно включены акт проведенных испытаний на объекте спорта или протокол проведенных испытаний на объекте спорта.
Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 18 марта 2003 г. N 81-ст, оценка требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта проводится путем исследований (испытаний) и измерений на объекте спорта и включает в себя, в частности, оценку технического состояния спортивного инвентаря и оборудования; характеристик натурального или искусственного спортивного покрытия, оценку состояния специально отведенных мест для потребителей (зрителей), в том числе трибун; оценку размеров и конфигурации спортивных зон объектов спорта; оценку освещенности объекта спорта; оценку качества воды и иных требований к бассейну; оценку путей эвакуации зрителей и персонала объекта спорта с трибун, в том числе маломобильных групп населения. Результаты оценки требований безопасности на объектах спорта отражаются в протоколах исследований (испытаний) и измерений.
Таким образом, акт или протокол проведенных испытаний на объекте спорта содержат необходимые для внесения в Реестр сведения в соответствии с пунктами 5, 6, 8, 9 части 2 статьи 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ.
Утверждение представителей заявителя о том, что сведения в Реестр вносятся на основании заявления, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 Порядка Департамент инвестиционного развития и управления государственным имуществом, на который возложено осуществление формирования и ведения Реестра, обеспечивает сохранность, достоверность и целостность сведений, содержащихся в Реестре.
Необоснованным также является довод заявителя о противоречии оспариваемого положения абзацу первому пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, поскольку правоотношения, возникающие в процессе внесения объектов спорта в Реестр, этот закон не регулирует, данная норма регулирует отношения между заявителем и органом по сертификации по договору добровольного подтверждения соответствия.
Довод заявителя о том, что оспариваемое положение обязывает его предоставлять документы, которые не выдаются заявителю органом, осуществляющим сертификацию объекта спорта, является несостоятельным, поскольку, являясь заказчиком по договору возмездного оказания услуг, заявитель вправе получить в органе по сертификации копии акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что акты или протоколы испытаний содержат сведения о порядке составления актов или протоколов проведенных испытаний, а также о форме актов, которые не являются общедоступной информацией, а поэтому предоставление этих сведений третьим лицам нарушает права обладателя этой информации, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Статьей 19 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципа доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам (пункт 1).
В силу статьи 21 названного закона правила функционирования системы добровольной сертификации устанавливают лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации; система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию; федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о правилах функционирования систем добровольной сертификации; федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Поскольку информация о правилах функционирования системы добровольной сертификации не отнесена Законом к информации ограниченного доступа, любая информация о порядке осуществления добровольной сертификации должна быть в свободном доступе для всех заинтересованных лиц. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (пункт 4 статьи 5).
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что оспариваемые нормы установлены с целью осуществления Минспортом России контроля за деятельностью коммерческих организаций, поскольку Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, Минспорт России такими полномочиями не наделен.
Учитывая, что Приказ издан в пределах предоставленных Минспорту России полномочий, его пункт 7 не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Стандарт" о признании недействующим пункта 7 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 53 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА