Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.03.2002 N ГКПИ2001-1670

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2002 г. N ГКПИ 2001-1670

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрианова Сергея Борисовича о признании незаконными абз. 1 пункта 5 в части слов: "в 2001 г."; пункта 7 в части слов: "по которым ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации" и "повторной"; пп. "е" пункта 8 в части слов: "в 1998 - 2001 годах" "Порядка проведения в 2001 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее Порядок), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 222 (в редакции Постановления от 29 декабря 2001 г. N 914),

установил:

Андрианов С.Б. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения названного Порядка противоречат ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и ст. ст. 319 и 124 ГК РФ.

В частности, ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" не предусматривает запрета на повторную компенсацию по вкладу в случаях выплаты предварительной компенсации ранее.

Полагает, что предварительные компенсации вкладчикам и наследникам подлежат выплате ежегодно в соответствии с установленным законом обыкновением обслуживания государственного внутреннего долга РФ в части гарантированных сбережений граждан.

Содержащиеся в оспариваемых пунктах Порядка ограничения на получение предварительной компенсации нарушают права владельцев гарантированных сбережений, в том числе и его как наследника.

В судебном заседании Андрианов С.Б. заявленное требование поддержал.

Представители Правительства РФ Мартынова Г.И., Будяна С.Е. и Сайковская Л.А. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый порядок утвержден Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".

Названный Закон и утвержденный Порядок предусматривают только однократную выплату предварительной компенсации по гарантированным сбережениям граждан в порядке погашения государственного внутреннего долга, поскольку в федеральном бюджете на эти цели выделена лишь определенная сумма, обусловленная однократной выплатой предварительной компенсации указанным в законе категориям лиц, включая и наследников.

Указанный Порядок утвержден Правительством РФ в пределах своей компетенции и охраняемых законом прав владельцев гарантированных сбережений и их наследников не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, во исполнение ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 222 (в редакции Постановления от 29 декабря 2001 г. N 914) был утвержден названный выше Порядок проведения в 2001 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан, в абзаце 1 пункта 5 которого указано, что в случае смерти владельца гарантированных сбережений в 2001 г. наследникам на оплату ритуальных услуг по вкладам умершего владельца выплачивается компенсация в установленном размере.

В пункте 7 предусмотрено, что в случае, если умерший в 2001 г. владелец сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладам, сумма компенсации, выплачиваемая наследником на уплату ритуальных услуг, уменьшается на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем сбережений ранее.

В остальных случаях вклады граждан, по которым ранее были произведены начисления и выплаты предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".

В подпункте "е" пункта 8 указано, что наследникам владельца сбережений (без ограничения возраста) в случае смерти владельца в 1998 - 2001 гг. на оплату ритуальных услуг выплата предварительной компенсации по вкладам производится предусмотренным категориям лиц в подразделениях Сбербанка РФ при предъявлении соответствующих документов.

По утверждению представителей Правительства РФ, объем средств на указанные цели утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Размер компенсационных выплат и перечень категорий граждан, которым предусматриваются эти выплаты, определятся исходя из общего объема утвержденных средств на текущий год. Разработка соответствующего порядка выплаты предварительной компенсации вкладов отнесена законом к компетенции Правительства РФ.

Начиная с 1998 г. в силу ст. 96 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предварительная компенсация вкладов выплачивалась гражданам и наследникам первой очереди, родившимся до 1920 г. включительно.

В последующие годы перечень этих категорий граждан расширялся, о чем свидетельствует и содержание ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".

Однако, учитывая, что до настоящего времени проводится предварительная или частичная компенсация вкладов отдельных категорий граждан РФ, выплата повторной компенсации им не производится, за исключением выплаты компенсации наследникам на оплату ритуальных услуг в случае смерти владельца гарантированных сбережений, о чем свидетельствует то обстоятельство, что средства в законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются именно на год совершения действия (события), в данном случае на выплату предварительной компенсации в 2001 г.

Соответственно средств на повторную выплату такой компенсации в данном Законе не предусмотрено, а поэтому доводы заявителя о несоответствии оспариваемых пунктов Порядка Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" в части запрета повторной выплаты компенсации являются необоснованными.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недействительными оспариваемых пунктов Порядка в указанной части не имеется.

Довод заявителя о том, что положения оспариваемых пунктов Порядка о единовременном характере компенсационных выплат по гарантированным сбережениям противоречат Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем, кроме субъективных предположений на этот счет самого заявителя, не основан.

Как следует из содержания федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 - 2001 гг., на погашение государственного внутреннего долга, в том числе и выплату предварительной компенсации по гарантированным сбережениям граждан, ежегодно предусматривались соответствующие бюджетные средства с постепенным расширением круга лиц, имеющих право на получение такой компенсации.

Факт ежегодного расширения круга лиц, имеющих право на получение предварительной компенсации, свидетельствует, по мнению суда, о том, что выплата такого рода компенсаций носит единовременный характер и законы о федеральном бюджете, предусматривающие соответствующие ассигнования на эти цели, направлены на обеспечение выплат таких компенсаций именно лицам, еще не получавшим ее.

Данное обстоятельство подтверждается и объяснениями представителей Правительства РФ, из которых следует, что в федеральном бюджете на каждый год, в том числе и 2001 г., средства на выплату предварительной компенсации определялись путем расчета, исходя из права на ее получение только новых категорий граждан. Средств на повторную выплату компенсаций владельцам сбережений, кроме случаев выплаты компенсаций их наследникам на оплату ритуальных услуг, законами о федеральном бюджете не предусматривалось.

Не вытекает права владельцев гарантированных сбережений и их наследников на ежегодное получение предварительной компенсации и из содержания Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".

Исходя из этого, у суда не имеется оснований полагать, что Закон "О федеральном бюджете на 2001 год" предполагает ежегодную выплату, как об этом утверждает заявитель, предварительной компенсации владельцам гарантированных сбережений, включая и их наследников, а оспариваемые положения Порядка без законных оснований ограничивают это право.

В этой связи не могут быть признаны обоснованными и ссылки заявителя на несоответствие оспариваемых абз. 1 пункта 5 и пп. "е" пункта 8 в указанной части названного выше Порядка требованиям действующего законодательства РФ, поскольку они, как уже отмечалось выше, соответствуют специальному Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 г." и прав владельцев сбережений и их наследников, предусмотренных данным Законом, не нарушают, что согласуется с положениями ст. 55 Конституции РФ и гражданского законодательства.

При этом суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что заявитель не относится к указанным в законе категориям граждан, имеющим право на получение предварительной компенсации по гарантированным сбережениям. При отнесении законом заявителя к кругу лиц, имеющих такое право, исходя из общей тенденции погашения государственного внутреннего долга по гарантированным сбережениям, он вправе будет получить указанную компенсацию по сбережениям, оставшимся после смерти матери.

Другие доводы, на которые заявитель ссылался в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Андрианова С.Б. о признании незаконными абз. 1 пункта 5 в части слов: "в 2001 г.", пункта 7 в части слов: "по которым ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации" и "повторной", подпункта "е" пункта 8 в части слов: "в 1998 - 2001 гг." "Порядка проведения в 2001 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 222 (в редакции Постановления от 29 декабря 2001 г. N 914), оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О Порядке аттестации уполномоченных лиц производителей лекарственных средств"
"О документах по техническому ведению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза" (вместе с "Положением о порядке технического ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза", "Регламентом взаимодействия по вопросам ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза")
(ред. от 02.12.2014) "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза кофемашины"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 4.3.1 и 4.4.1 Указания Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов">
Ошибка на сайте