Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2015 N АКПИ15-393
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. N АКПИ15-393
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Д.Ю. о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 июля 2011 г. N 340,
установил:
Согласно пункту 20 Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы если застрахованные лица (выгодоприобретатели) не успели реализовать свое право на получение страховых сумм ввиду смерти, то не полученные ими суммы подлежат выплате их наследникам на основании свидетельства о праве на наследство.
Гражданин Д.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 20 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и нарушает его права на получение страховых выплат. Как указывает заявитель, он является единственным наследником умершего в июне 2014 г. брата Д.Б., который был сержантом внутренней службы ФГКУ "11 отряд ФПС по Самарской области". После его смерти их мать Д.Н. начала собирать документы для получения страховой суммы и не успела написать заявление в ОАО "СОГАЗ", так как умерла 5 октября 2014 г. Оспариваемые положения нормативного правового акта не предусматривают возможность заполнения заявления о выплате страховой суммы наследниками в случае, если страховая сумма не получена по причине гибели (смерти) застрахованного лица либо выгодоприобретателя, и лишает его права личного обращения к страховщику за получением страховых сумм в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855.
Д.Ю. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. пояснила в суде, что Инструкция издана в пределах полномочий МЧС России и не противоречит действующему законодательству, однако с целью исключения неоднозначного применения пункта 20 Инструкции оспариваемые положения нормативного правового акта следует привести в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855.
Выслушав объяснения представителей МЧС России В., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 29 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица (статья 2 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно данному постановлению федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим обязательное государственное страхование застрахованных лиц было поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 июля 2011 г. N 340 утверждена Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2011 г., регистрационный номер 21579, опубликован в "Российской газете" 12 августа 2011 г.
Инструкция определяет порядок организации в системе МЧС России обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу в спасательных воинских формированиях МЧС России по контракту, солдат, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, лиц, проходивших военную службу в войсках гражданской обороны, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы.
В пункте 6 Перечня документов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, установлен перечень документов, которые должны быть оформлены для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию в случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов. В примечании к пункту 6 Перечня документов определено, что в случае если страховая сумма не получена по причине гибели (смерти) застрахованного лица либо выгодоприобретателя, заявление заполняется их наследниками. При этом дополнительно к документам, предусмотренным данным перечнем, представляется копия свидетельства о праве на наследство.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта исключают возможность написания наследником выгодоприобретателя заявления о выплате страховых сумм, основано на ошибочном толковании данной нормы.
Из содержания Инструкции следует, что для решения вопроса о выплате страховой суммы страховщику представляется полный пакет документов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, что не лишает заявителя как наследника возможности заполнения заявления о выплате страховой суммы.
Заявитель фактически ставит вопрос о дополнении пункта 20 Инструкции указанием на возможность заполнения заявления наследниками. Между тем отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте указания на возможность заполнения заявления наследниками на получение страховой суммы, которая не была получена по причине смерти (гибели) застрахованного лица либо его выгодоприобретателя, не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству и нарушение прав наследников.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Д.Ю. о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 июля 2011 г. N 340, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ