Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.11.2014 N АКПИ14-1095

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2014 г. N АКПИ14-1095

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебного заседании гражданское дело по заявлению П.О. о признании частично недействующим пункта 112 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 2 (часть I), 13 января 2014 г., размещен на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 января 2014 г.

Согласно пункту 112 Правил в случае если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения), в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Гражданка П.О. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 112 Правил в части, запрещающей заявителю осуществлять мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения) за границами земельного участка заявителя, а также оформление в собственность объектов капитального строительства, построенных за границами своего участка заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет менее 500 куб. метров и проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет 0,6 МПа или менее. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пунктам 1 и 2 статьи 1, статьям 129, 218, 421, 703 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В суде К., представляющий по доверенности интересы заявителя П.О., поддержал заявленные требования и пояснил, что при издании оспариваемого нормативного правового акта Правительство Российской Федерации вышло за пределы, предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по тарифам (поручение от 9 октября 2014 г. N СП-П9-7616).

Представители Правительства Российской Федерации М., И., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения К., представляющего по доверенности интересы заявителя П.О., представителей Правительства Российской Федерации М., И., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правила приняты во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).

Потребителем газа в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (статья 2).

Определяя порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. Правила в пункте 112 предусматривают возможность корректировки размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному проекту, в случае если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа.

В данном пункте Правил речь идет о крупных потребителях (максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа), которые могут обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности. Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 32 устанавливает, что организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Несостоятельными являются доводы о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 129, 218, 703 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они не устанавливают какие-либо ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, основания приобретения права собственности и запрет на выполнение работ по договору подряда.

Подключение к сетям газораспределения за границами земельного участка относится к сфере государственного регулирования и осуществляется в соответствии с устанавливаемыми региональными органами исполнительной власти фиксированными и стандартизированными тарифными ставками на подключение, за исключением установления ставок за подключение по индивидуальным проектам (пункт 112 Правил), когда фактически подключение имеет договорную стоимость. В случае подключения по индивидуальному проекту, в целях возможного снижения стоимости подключения, заявителю предоставлено право осуществлять часть работ по подключению не силами исполнителя, а собственными силами, включая привлечение третьих лиц.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункты 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Реализуя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации в пункте 112 Правил предусмотрело возможность корректировки размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному объекту, что не может рассматриваться как противоречие гражданскому законодательству.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.О. о признании частично недействующим пункта 112 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими отдельных положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
<О признании частично недействующим абзаца второго пункта 1 Способа представления реестров получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2008 году, утв. Приказом Роструда от 28.12.2007 N 280>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным пункта 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в части включения в структуру платежей платы за капитальный ремонт жилищного фонда>
Ошибка на сайте