Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2005 N ГКПИ05-825

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2005 г. N ГКПИ05-825

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим пункта 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР",

установил:

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону и нарушают его права на пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд требует от работника при назначении пенсии с особо вредными условиями труда справку с кодами профессий условий труда, когда по закону не предусмотрено вносить запись в трудовую книжку коды условий труда.

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Минздравсоцразвития России Белякин В.Г., Таболина И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения представителей Минздравсоцразвития России Белякина В.Г., Таболиной И.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т.п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.

Как пояснили в суде представители заинтересованного лица Минздравсоцзащиты России Белякин В.Г. и Таболина И.В., данное указание было направлено во все отделы социальной защиты и опубликовано в журнале "Социальная защита" N 9, 1997 и разъясняет применение списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов было предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

На территории Российской Федерации с 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утратил силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1.

Б. в своем заявлении ссылается на нормы Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", однако суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта должен установить, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям закона, утратившего силу, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В статьях 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается такая трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Кабинет Министров СССР Постановлением от 26 января 1991 г. N 10 утвердил Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, которые введены в действие с 1 января 1992 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 66 предусматривает, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225.

Трудовая книжка, являясь основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, не содержит во всех случаях сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной деятельности организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В Списках N 1 и N 2 помимо наименований профессий и должностей содержатся для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов показатели (условия), с учетом которых работники приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми и вредными условиями труда (например, классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, постоянная занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже, на работах в определенных структурных подразделениях и т.д.); место работы (у плавильных печей, у гальванических ванн и др.); особый характер работы (например, на зарядке аккумуляторов); занятость на определенном оборудовании (например, на литейных машинах); работа с определенными материалами, сырьем и топливом (медные порошки, анилиновые красители и др.); технологический процесс (например, дробление, измельчение и помол ископаемых); виды работ (например, разделка лома, приготовление шихты); виды продукции (например, бумага для кинофотопромышленности).

Из объяснения представителя Минздравсоцразвития РФ Белякина В.Г. в суде следует, что администрация организации вправе выдать уточняющую справку о характере работы со ссылкой на документы, при этом указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.

Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях предусматривает при досрочном назначении трудовой пенсии по старости отдельным категориям работников, предусмотренных Списком N 1 и Списком N 2, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан на трудовые пенсии, заявление Б. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании недействующим пункта 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пунктов 1.3 и 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела 4 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16>
Ошибка на сайте