Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 07.12.2010 N ГКПИ10-1288

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Алексино" о признании частично недействующими Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74,

установил:

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции 25 января 2008 г. N 10995 и опубликовано в "Российской газете" 9 февраля 2008 г.

Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Пунктом 7.1.11 раздела VII СанПиН к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства КЛАСС III с санитарно-защитной зоной 300 м отнесены фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), фермы коневодческие, гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники (подпункты 2 и 9).

ЗАО "Алексино" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими СанПиН в части, устанавливающей обязанность разработки проекта санитарно-защитной зоны для ферм крупного рогатого скота с численностью менее 1200 голов, гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, размер санитарно-защитной зоны которых установлен в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в части установления обязанности разработки проекта санитарно-защитной зоны для ферм крупного рогатого скота с численностью менее 1200 голов, гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, размер санитарно-защитной зоны которых установлен в проектной документации, положительно прошедшей государственную экспертизу, и не изменяется. По его мнению, указанные положения противоречат статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и нарушают его право на частную собственность, поскольку неправомерно обязывают заниматься разработкой проекта санитарно-защитной зоны объектов, в то время как границы санитарно-защитной зоны указаны в проектной документации, в частности в проекте предельно допустимых выбросов, которая прошла государственную экспертизу.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ЗАО "Алексино" является сельскохозяйственным предприятием и занимается молочным животноводством, намерено строить на территории Волховского района Ленинградской области ферму крупного рогатого скота с численностью голов менее 1200 и гараж по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

В судебное заседание представитель ЗАО "Алексино" не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемое Постановление разработано Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в пределах своих полномочий и не нарушает права и интересы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39); Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 3 статьи 46), наделяется полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 2 статьи 51).

В соответствии с предоставленными полномочиями Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 г. N 74 утвердил новую редакцию Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в т.ч. объектов сельского хозяйства (пункт 1.2 в редакции от 9 сентября 2010 г.).

СанПиН устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (пункт 1.4).

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (пункт 3).

Следовательно, установленное пунктом 3.1 СанПиН требование об обязательной разработке проекта санитарно-защитной зоны для ферм крупного рогатого скота менее 1200 голов, гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, отнесенных к объектам III класса опасности, не противоречит вышеприведенным нормам закона.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии абзаца второго пункта 3.1 раздела III и пункта 7.1.11 раздела VII СанПиН Градостроительному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по охране окружающей среды (пункт 8 части 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 установлено, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна содержать обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка.

Также суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что проект санитарно-защитной зоны фактически дублирует проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в котором также указываются санитарно-защитные зоны.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. По смыслу приведенной нормы проекты предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон имеют самостоятельное значение.

Нормативы предельно допустимых выбросов в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливаются в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 1). В пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 288).

Проект предельно допустимых выбросов предназначен только для выявления источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (химических и биологических), количества выбросов на каждом источнике и его качественного состава, расстояния от источников, на котором максимальные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимые концентрации.

Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН); критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (раздел VII); в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (пункт 3.10 СанПиН).

Таким образом, цели разработки проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон различны.

Оспариваемые положения не нарушают права заявителя, поскольку требования СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов, и, следовательно, для ЗАО "Алексино" не требуется организации санитарно-защитной зоны.

С учетом того, что оспариваемые положения СанПиН не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов заявителя, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Алексино" о признании частично недействующими Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным пункта 11 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054>
"О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и внесении дополнений в Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными отдельных норм Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45>
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 января 2013 г. N 11"
Ошибка на сайте