Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2005 N ГКПИ2005-634

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2005 г. N ГКПИ2005-634

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г., Х. и Ц. о признании частично недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 571-р населенный пункт дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1), а вышеназванное распоряжение Правительства Российской Федерации признано утратившим силу (пункт 4).

Г., Х. и Ц. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления недействующим в части исключения дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области, где они проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В заявлении указано, что оспариваемое Постановление незаконно лишило их компенсационных выплат и льгот, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В судебное заседание заявители не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В ходатайстве они также ссылаются на то, что незаконность оспариваемого Постановления подтверждается результатами обследования радиационной обстановки в населенных пунктах Мценского района Орловской области в 1993 г. и тем, что им были выданы удостоверения о праве на льготы и компенсации с пометкой "бессрочные".

Представители Правительства Российской Федерации Марченко Т.А. и Емельянов В.Ю. требование заявителей не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что по состоянию на 1996 г. уровень радиоактивного загрязнения в дер. Нижняя Зароща оценивался по 10 пробам почвы. Среднее значение радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 при этом составило 0,92 Ки/кв. км и не давало оснований для включения данного населенного пункта в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требование заявителей оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Г., Х. и Ц. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).

Суд полагает, что Правительство Российской Федерации правомерно исключило дер. Нижняя Зароща из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку на момент принятия оспариваемого Постановления средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в данном населенном пункте составляла менее 1 Ки/кв. км.

Из исследованных в судебном заседании данных по радиоактивному загрязнению территории дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области по состоянию на 1 января 1996 г., полученных НПО "Тайфун" Росгидромега и прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121), следует, что среднее радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по 10 пробам составляло 0,92 Ки/кв. км.

Достоверность этих сведений объективно подтверждается и последующими данными НПО "Тайфун" Росгидромета о радиационной обстановке в указанном населенном пункте: 1999 г. - 0,86 Ки/кв. км; 2000 г. - 0,84 Ки/кв. км; 2001 г. - 0,82 Ки/кв. км; 2002 г. - 0,8 Ки/кв. км; 2003 г. - 0,78 Ки/кв. км; 2004 г. - 0,76 Ки/кв. км.

Следовательно, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" оснований для включения в 1997 г. дер. Нижняя Зароща Мценского района Орловской области в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имелось.

С учетом вышеизложенного суд не может согласиться с доводами заявителей о незаконности оспариваемого Постановления.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Г., Х. и Ц. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического Союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)")
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 159 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205>
"О плане мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы"
"О внесении изменений в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)"
Ошибка на сайте