Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2007 N ГКПИ07-762
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. N ГКПИ07-762
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,
при секретаре Е.Н. Бараненко,
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 76,
установил:
согласно пункту 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в состав расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации организаций угольной промышленности, включены следующие направления:
а) технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности:
ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ);
обеспечение жизнедеятельности организаций в период ликвидации;
мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов;
б) социальная поддержка работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
в) разработка (корректировка) и экспертиза проектов ликвидации организаций угольной промышленности.
Основанием для финансирования работ по указанным направлениям являются Проекты ликвидации организаций угольной промышленности, разработанные в соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308 (в соответствии с письмом Минюста России от 5 ноября 2001 г. N 07/10666-ЮД в государственной регистрации не нуждается), утвержденные в установленном порядке (абзац 3 пункта 1 Порядка).
ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца 2 подпункта "в" пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (фактически оспаривают абзац 3 пункта 1 Порядка).
Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают их права на свободу экономической деятельности, получение информации законным способом. Прекращение государственного финансирования водоотливов причиняет ущерб окружающей среде и интересам заявителей, т.к. нарушается безопасность действующих горных выработок.
В суде представитель ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" Барсукова Л.И. поддержала заявленные требования и пояснила, что указание в нормативном правовом акте на Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) противоречит требованиям Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Представитель заинтересованного лица Минпромэнерго России Малыванова С.П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Минпромэнерго России и не нарушают права заявителей.
Представитель заинтересованного лица Минюста России Покидова И.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что рекомендательный акт, каковым является Эталон проекта ликвидации шахты, не может являться основанием для подготовки документов, в соответствии с которыми осуществляется финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Выслушав объяснения представителя ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" Барсуковой Л.И., представителей заинтересованных лиц Минпромэнерго России Малывановой С.П., Минюста России Покидовой И.В., пояснения специалистов Савина В.М., Молотковой Ж.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 76 утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2005 г., регистрационный номер 6517, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 25 апреля 2005 г., N 17; "Российской газете" 6 мая 2005 г., N 95 (Приказ).
Порядок определяет правила и условия финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 утвержден такой Перечень и Министерству промышленности и энергетики РФ поручено утвердить порядок финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1 - 6 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Абзац 3 пункта 1 Порядка устанавливает, что основанием для финансирования технических работ по ликвидации организаций угольной промышленности, затрат по социальной поддержке работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и финансирования работ по разработке (корректировке) и экспертизе проектов ликвидации организаций угольной промышленности являются Проекты ликвидации организаций угольной промышленности, которые разрабатываются в соответствии с Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308.
Проект ликвидации шахты (разреза) содержит проектно-сметную документацию, предусматривающую технические работы по ликвидации шахты (разреза), научно-техническое и проектное обеспечение, социальную защиту работников, сметную документацию.
Эталон формирует состав, объем и содержание проекта ликвидации шахты (разреза) в целях улучшения организации проведения ликвидационных работ на особо убыточных шахтах и разрезах угольной промышленности.
Заявители не оспаривают положения нормативного правового акта в части, предусматривающей, что основанием для финансирования работ по ликвидации организаций угольной промышленности должны являться проекты ликвидации организаций угольной промышленности.
Указание в оспариваемом нормативном правовом акте на требования технического акта не могут рассматриваться как нарушение прав заявителей и несоответствие действующему законодательству.
Законодательство о государственном регулировании добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона).
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и по другим вопросам в установленной сфере деятельности, в частности, утверждение порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, самостоятельно определяет содержание издаваемых норм права.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15).
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) не является нормативным правовым актом. Следовательно, доводы заявителей о противоречии абзаца 3 пункта 1 Порядка требованиям Конституции РФ и Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" являются несостоятельными.
ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" являются недропользователями, осуществляющими добычу каменного угля на участках недр, смежных с участками ликвидированных в порядке реструктуризации угольных шахт. Доводы о невозможности использования выделенных участков недр для добычи каменного угля в связи с прекращением государственного финансирования водоотливов, действующих на ликвидированных шахтах, не могут служить основанием для признания недействующим абзаца 3 пункта 1 Порядка.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2).
Законодательство о государственном регулировании добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) предусматривает государственное регулирование и финансирование реструктуризации угольной промышленности.
Реструктуризация угольной промышленности - это комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности").
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840, предусматривает:
а) технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности, к каковым относятся:
ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ);
обеспечение жизнедеятельности организаций в период ликвидации;
мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов;
б) социальную поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
в) разработку (корректировку) и экспертизу проектов ликвидации организаций угольной промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, которые предусматривают финансирование расходов по эксплуатации природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность (подпункт "е" пункта 5 Правил).
Таким образом, финансирование расходов по эксплуатации природоохранных объектов, обеспечивающих безопасную работу действующих шахт, и защите этих объектов поверхности от подтопления действующим законодательством не предусмотрено.
Поэтому несостоятельными являются доводы заявителей об ограничении их права на свободу экономической деятельности и нарушении их прав собственником природных ресурсов.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права организаций на осуществление предпринимательской деятельности, заявление ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ООО "Шахта им. Ворошилова", ООО "Шахта Коксовая", ООО "Шахта Зиминка" о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 76, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ