Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2014 N АКПИ14-1190
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N АКПИ14-1190
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" о признании недействующими абзаца первого подпункта "а", подпункта "б" пункта 1, подпунктов "а" и "л" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Изменения). Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 19 апреля 2013 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 апреля 2013 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 16, 22 апреля 2013 г.
Абзацем первым подпункта "а" пункта 1 Изменений в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, в пункте 7 исключен абзац третий подпункта "в", а подпунктом "б" пункта 1 Изменений признан утратившим силу абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 2 Изменений в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в подпункте "в" пункта 4 названных Правил исключены слова: "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,", а подпунктом "л" пункта 2 Изменений в данных Правилах в подпункте "а" пункта 47 исключено слово: "водоотведения".
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца первого подпункта "а", подпункта "б" пункта 1, подпунктов "а" и "л" пункта 2 Изменений, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и нарушают право предприятия на извлечение прибыли как коммерческой организации.
Представители ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Б., Ч., В., К. поддержали в суде заявленные требования и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта исключают начисление платы на общедомовые нужды по водоотведению, хотя эта услуга фактически оказывается.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 6 октября 2014 г. СП-П9-7523).
Представитель Правительства Российской Федерации Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя на занятие предпринимательской деятельностью.
Выслушав объяснения представителей ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Б., Ч., В., К., Правительства Российской Федерации Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг названы показатели, которые используются при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг, в отношении холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, отопления. В связи с Изменениями не предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в пункте 4 называют виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, а именно: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, раскрывается понятие "водоотведение" как отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" являются несостоятельными.
Данная норма Федерального закона регулирует вопросы организации коммерческого учета воды и сточных вод. Коммерческий учет воды и сточных вод - это определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом. Он осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, которые определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом. Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Положения части 11 статьи 20 названного Федерального закона, предусматривающие, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения, подлежат применению при коммерческом учете сточных вод.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5).
Оспариваемые Изменения относятся к определению размера платы, рассчитываемой из нормативов потребления коммунальных услуг; правовое регулирование в этой сфере Жилищным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет водоотведение как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Исключение из понятийного аппарата Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указания об учете отвода сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, соответствует действующему жилищному законодательству и не противоречит Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении".
Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки заявителя на письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Минстроя России от 10 апреля 2014 г. N 5942-МС/04.
По делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Минстроя России от 10 апреля 2014 г. N 5942-МС/04 таковым не является.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" о признании недействующими абзаца первого подпункта "а", подпункта "б" пункта 1, подпунктов "а" и "л" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ