Решение Верховного Суда РФ от 16.09.2008 N ВКПИ08-55
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. N ВКПИ08-55
(Извлечение)
Б. просил признать незаконным и недействующим с момента издания абзаца 6 подпункта "а" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. N 40 (далее - Годовые нормы прыжков), в части слов "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту".
По его мнению, оспариваемая норма ограничивает право курсантов военно-образовательных учреждений, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, проходивших военную службу с 1 октября 1967 г. в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Заявитель полагал, что нормативный правовой акт в указанной части противоречит положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), а также абзаца 7 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление).
Военная коллегия нашла заявление Б. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с действовавшим в 1984 - 1988 гг. Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. (часть 2 статьи 11) граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
Аналогичные положения сохранились и в законодательстве Российской Федерации.
Так, пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1, было установлено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В свою очередь, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определил, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву (п. 1 ст. 2).
Кроме того, указанный Федеральный закон (п. 1 ст. 3) устанавливает единую систему правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем уровень этого зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).
Таким образом, при прохождении обучения в Рязанском воздушно-десантном училище с 1984 по 1988 гг. Б., будучи курсантом, имел статус военнослужащего срочной службы и пользовался теми правами и льготами, которые были предусмотрены для этой категории военнослужащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, в льготном исчислении.
Согласно ч. 3 этой же статьи, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, приняло Постановление, где в абз. 7 подп. "г" п. 3 установило засчитывать на льготных условиях, то есть один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в частности в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, - с 1 октября 1967 г. При этом служба в указанных должностях засчитывается военнослужащим в выслугу лет на льготных условиях при выполнении ими годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны РФ.
В п. 5 Постановления закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Приведенная правовая норма по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях.
Анализ содержания этого пункта позволяет сделать вывод, что прохождение службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, к указанным случаям не относится.
Законность п. 5 Постановления подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ01-12 и от 30 октября 2007 г. N ВКПИ07-107.
Из абз. 6 подп. "а" п. 1 Годовых норм прыжков видно, что до 1 января 1996 г. минимальная норма, дающая право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, для курсантов военно-учебных заведений, проходивших в установленном порядке военную службу по контракту, составляла 6 прыжков.
Содержащееся в указанном абзаце условие "...проходивших в установленном порядке военную службу по контракту..." по сущности является логическим воспроизведением нормы, закрепленной в п. 5 Постановления.
Таким образом, в оспариваемом приказе Министра обороны РФ практически воспроизводятся положения Постановления, то есть нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта и нарушении должностным лицом компетенции при его издании.
Вопреки утверждению заявителя ни в Законе, ни в Постановлении, на соответствие которым проверяется оспариваемый приказ, не содержится положений, позволяющих приравнять военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в том числе и в качестве курсантов военно-учебных заведений до заключения ими контрактов или в период действия Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" по правам и льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.