Решение Верховного Суда РФ от 03.08.2005 N ВКПИ05-75
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2005 г. N ВКПИ05-75
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Г. о признании недействующим указания в разделе 2 Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту - Подпрограммы), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", о том, что "субсидии предоставляются в первую очередь гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков" и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с которым "в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий",
установила:
Г. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором утверждает, что указанные им нормативные акты Правительства РФ в оспариваемой части противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и лишают его права на получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту - ГЖС) в порядке общей очереди исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, Г. полагает, что положения о первоочередном предоставлении сертификатов и субсидий участникам подпрограммы противоречат пп. "а" и "б" п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в редакции Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475), в силу которых отсутствие жилой площади, равно как и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не являются основаниями для первоочередного получения жилого помещения. Тем более что в соответствии с пунктами 28 и 29 названного Постановления жилье и жилищные сертификаты предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
По мнению заявителя, указанные положения оспариваемых нормативных актов также вступают в противоречие с требованиями последующих разделов самих Правил, которые не содержат в себе указаний о порядке включения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание участвовать в подпрограмме ГЖС, в списки первой, второй и последующих очередей, а предусматривают единый список получателей жилищных сертификатов в планируемом году.
В заключение заявитель ссылается на п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым предусмотрено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Поскольку положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают предоставления жилых помещений в первоочередном порядке, заявитель полагает, что оспариваемые им нормативные акты о первоочередном предоставлении субсидий и сертификатов участникам подпрограммы противоречат Жилищному кодексу РФ и применению не подлежат.
В судебном заседании заявитель Г. настаивал на удовлетворении своих требований и пояснил, что Жилищный кодекс РФ предусматривает предоставление жилья гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку приобретение жилья с помощью жилищного сертификата является одной из форм улучшения жилищных условий граждан, то жилищные сертификаты должны предоставляться в том же порядке, то есть исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представители Правительства Российской Федерации Маковоз Т.С. и Парамонова В.Г. возражали против удовлетворения заявления Г., указав, что Правительство Российской Федерации, принимая Постановления N 700 от 20 ноября 2003 года и N 522 от 7 октября 2004 года, действовало в строгом соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и своих полномочий не превысило. Указанные Постановления, вопреки заявлению Г., Конституции РФ и Федеральному закону "О статусе военнослужащих" не противоречат. Кроме того, участие в подпрограмме добровольное, прав заявителя и других ее участников не нарушает, в том числе потому, что с 2005 года увольняемые военнослужащие обеспечиваются жильем с помощью жилищных сертификатов федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обеспечены жилищными сертификатами в течение сроков, предусмотренных Подпрограммой.
Выслушав объяснения заявителя Г., а также представителей Правительства Российской Федерации Маковоз Т.С. и Парамоновой В.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение путем получения ГЖС.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 названного Закона, обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, при реализации ГЖС гражданами, уволенными с военной службы и вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, а также военнослужащими - гражданами, подлежащими увольнению по указанным основаниям, выделение безвозмездной субсидии производится за счет федерального бюджета.
В соответствии со ст. 114 и 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Согласно ст. ст. 13, 15 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ правомочно формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию, разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Кроме того, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
С этой целью, а также для обеспечения жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, иных категорий лиц, а также граждан, уволенных с военной службы, Правительством РФ утверждены подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства РФ N 700 от 20 ноября 2003 года), и Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, принимая соответствующие Постановления, действовало в пределах своих полномочий, а указание в них о первоочередном предоставлении субсидий и сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, Конституции РФ и Федеральному закону "О статусе военнослужащих" не противоречит.
Действительно, в соответствии с положениями ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего ранее, и в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Однако это не свидетельствует о том, что положения оспариваемых нормативных актов о первоочередном предоставлении субсидий и жилищных сертификатов участникам подпрограммы противоречат действующему законодательству и применению не подлежат.
Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен ст. 4 ЖК РФ, к которым обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ГЖС не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и ЖК РСФСР.
Кроме того, из содержания оспариваемых нормативных актов (Постановление Правительства РФ N 700 от 20 ноября 2003 года и Постановление Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года) следует, что Подпрограмма и Правила утверждены Правительством РФ, входят в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с финансовым обеспечением реализации права указанной категории граждан на жилище.
Таким образом, закрепив за гражданами - участниками подпрограммы, не имеющими жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков, право на первоочередное получение субсидий и жилищных сертификатов, Правительство РФ не лишило остальные категории граждан - участников подпрограммы права на получение субсидий и сертификатов, а лишь упорядочило их выдачу.
Следует иметь в виду, что в соответствии с положениями Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, участие в подпрограмме является добровольным. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с помощью жилищного сертификата, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
Что касается Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в редакции Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475), на которое ссылается заявитель, то оно в данном случае не препятствовало Правительству РФ в рамках имеющихся у него полномочий и с целью реализации Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, внести изменения в очередность выделения субсидий и предоставления жилищных сертификатов определенным категориям граждан - участникам подпрограммы, не имеющим жилья вовсе либо подлежащим переселению из закрытых военных городков.
Отсутствие в оспариваемых нормативных актах подробной регламентации порядка составления списка первоочередников граждан - участников подпрограммы не может служить основанием для признания данных актов противоречащими федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. По смыслу пунктов 15 и 17 Правил следует, что при реализации подпрограммы учитываются интересы как лиц, не имеющих жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и подлежащих переселению из закрытых военных городков, так и других категорий граждан - участников подпрограммы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного требования Г. об оспаривании положений Подпрограммы и Правил по указанным им основаниям удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления о признании недействующим указания в разделе 2 Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", о том, что "субсидии предоставляются в первую очередь гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков", и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с которым "в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий", - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО