Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2004 N ГКПИ2004-875

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2004 г. N ГКПИ2004-875

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим пункта 16 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,

установил:

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила).

Вторым предложением абзаца 1 пункта 16 Правил предусмотрено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете).

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного предписания Правил, ссылаясь на его противоречие действующему законодательству, в частности, статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей одностороннего отказа от исполнения обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В заявлении указано, что оспариваемое предписание Правил позволяет перевозчику отказать пассажиру в посадке на следующей по ходу поезда станции в тех случаях, когда пассажир не может осуществить посадку в поезд с указанной в проездном билете станции отправления.

В судебное заседание заявительница не явилась, направив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) Тонких А.В., Лихачев С.С. и Побежимова Л.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Савельева Ю.А. требование заявительницы не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что абзац 1 пункта 16 Правил не содержит запрета на посадку пассажира на следующих после станции отправления по ходу поезда станциях. Оспариваемое предписание говорит о том, что поездка пассажиров не должна начинаться ранее станции, указанной в проездном документе (билете).

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требования заявительницы необоснованными, суд находит заявление К. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании названного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Министерство путей сообщения Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

При этом МПС России правомерно закрепило в абзаце 1 пункта 16 Правил положение о том, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (а не ранее), поскольку условие о пункте отправления является одним из существенных условий договора перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, без которого этот договор не может считаться заключенным.

Такой вывод следует, в частности, из статьи 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", которыми предусмотрено, что перевозчик по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание Правил наделяет перевозчика правом одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору перевозки, не может быть признан состоятельным.

В пункте 16 Правил не содержится нормы о праве перевозчика отказать пассажиру в исполнении обязательства по его доставке в пункт назначения в случаях, когда его посадка в поезд осуществляется не со станции отправления, а со следующей по ходу поезда станции.

Отсутствует такая норма и в пункте 51 Правил, регламентирующем случаи отказа пассажиру в посадке на поезд.

С учетом изложенного у суда нет оснований полагать, что оспариваемое предписание Правил противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает права граждан, вытекающие из договора перевозки.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

К. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О внесении дополнений в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы"
<О признании частично незаконными и не подлежащими применению пунктов 3 и 10 Разъяснения N 6 от 30.11.2001 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы...", утв. Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 644н>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 1.10 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, и приложений N 2 и N 3 к данному Порядку>
Ошибка на сайте