Решение Верховного Суда РФ от 27.08.2012 N АКПИ12-982
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. N АКПИ12-982
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" о признании недействующим пункта 7.1.19 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395,
установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Типовое положение). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2009 г., регистрационный N 15066, опубликован 21 октября 2009 г. в "Российской газете", N 199.
Согласно пункту 7.1.19 Типового положения территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7.1.19 Типового положения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит статье 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункту 5.27 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", пункту 7 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, и нарушает права и законные интересы заявителя.
В обоснование заявленных требований Муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" указал, что Министерство экономического развития Российской Федерации превысило свои полномочия, наделив территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями на проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, поскольку аккредитация не предусмотрена федеральным законом или другим нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель заявителя Ж. поддержал заявленные требования.
В своих возражениях Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ издан в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя Ж., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Б., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статьей 43 Федерального закона до 1 января 2013 г. установлен переходный период применения Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства; в переходный период положения Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства; в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу данного Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 этой статьи (части 1, 2, 2.1).
Типовое положение утверждено Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о неправомерности введения аккредитации для организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным министерством.
Законность наделения Правительством Российской Федерации уполномоченного органа государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности функциями по аккредитации уполномоченных организаций технической инвентаризации подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481 по жалобе Думы муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности".
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N ГКПИ06-1575 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 указанного приказа от 5 апреля 2005 г. N 70, которым утверждено названное положение.
Таким образом, до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным министерством (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477), что соответствует части 2.1 статьи 43 Федерального закона.
На основании части 2.2 статьи 43 Федерального закона приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 октября 2011 г. N 577 утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Данный порядок вводится в действие на территории Российской Федерации поэтапно. С введением данного порядка в действие на территории всех субъектов Российской Федерации ранее установленный порядок осуществления государственного учета, в т.ч. аккредитация организаций на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, применяться не будет.
Следовательно, оспариваемое нормативное положение не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" о признании недействующим пункта 7.1.19 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА