Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2001 N ГКПИ2001-1758, 2001-1794

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1758, 2001-1794

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам общества с ограниченной ответственностью "Поликон" и закрытого акционерного общества "Борт-М" о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура",

установил:

Заявители ООО "Поликон" и ЗАО "Борт-М" обратились в Верховный Суд РФ с жалобами о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура", ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству, международно - правовым нормам. Полномочия по установлению порядка предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям Правительству РФ законодателем не предоставлены. Изданием данного нормативного акта нарушаются права и законные интересы заявителей.

В судебном заседании представители заявителей ООО "Поликон" Супатаев М.А., Пиховкин А.В., Ушаков М.Г., Шеленин А.В., Коваленко К.И., ЗАО "Борт-М" Жарков Д.Ф., Попов А.В., Богданов В.Б. поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Дятлова Е.В., Кулагин А.Б., Курков В.А., Амиров Р.А., Данилькевич Л.И., Кузнецов С.И. возражали против удовлетворения жалоб и пояснили, что Постановление не противоречит действующему российскому законодательству о налогах и сборах и соглашению между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г., принято в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителей.

Выслушав объяснения представителей заявителей ООО "Поликон" Супатаева М.А., Пиховкина А.В., Ушакова М.Г., Шеленина А.В., Коваленко К.И., ЗАО "Борт-М" Жаркова Д.Ф., Попова А.В., Богданова В.Б., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Дятловой Е.В., Кулагина А.Б., Куркова В.А., Амирова Р.А., Данилькевич Л.И., Кузнецова С.И., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Во исполнение статьи 50 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 октября 2001 г. N 747 утвердило Правила предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура.

В силу п. 2 Постановления ранее принятые главой администрации г. Байконура решения по предоставлению налоговых льгот, противоречащие настоящему Постановлению, прекращают свое действие со дня его вступления в силу.

Как установлено в судебном заседании, 25 мая 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был заключен межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Основываясь на указанном Договоре, 28 марта 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено межгосударственное соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур", ратифицированное Федеральным законом от 24 октября 1994 г.

Указанным Соглашением предусмотрена передача Республикой Казахстан в аренду Российской Федерации объектов космодрома "Байконур".

Основываясь на соглашении от 28 марта 1994 г. и межправительственном Договоре аренды комплекса "Байконур" от 10 декабря 1994 г., Россия и Казахстан заключили межгосударственное Соглашение о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года.

В соответствии с положениями ст. 26 указанного Соглашения оно вступило в силу 19 января 1999 г., с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и в качестве составной части входит в систему действующего российского законодательства.

Согласно ст. 1 Соглашения город Байконур является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды.

На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Соглашением определены особенности назначения главы городской администрации, что же касается полномочий главы городской администрации, то они закреплены в ст. 7 Соглашения и поскольку город Байконур на период аренды комплекса "Байконур" наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, то глава городской администрации города Байконура имеет право предоставлять налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации согласно ст. 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" организует исполнение законов и иных нормативных актов. В соответствии с ч. 3 ст. 50 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Правительство Российской Федерации должно обеспечить контроль за соблюдением положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти в части ограничения полномочий главы администрации города Байконура по предоставлению налогоплательщикам, зарегистрированным на территории города Байконура, льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса "Байконур".

Как пояснили в суде представители заинтересованного лица, Правительство РФ, осуществляя реализацию требований федерального закона, издало Постановление N 747 от 25 октября 2001 г., которым утверждены Правила, определяющие порядок предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрированным на территории г. Байконура и вставшим на налоговый учет в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Байконуру.

В последние годы на территории г. Байконура распространилась практика регистрации организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами указанной территории. Администрация города в нарушение действующего законодательства предоставляет налогоплательщикам, зарегистрированным на территории г. Байконура, индивидуальные льготы по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура.

Полномочия главы городской администрации по вопросам управления городом Байконуром, установленные Соглашением от 23 декабря 1995 г., предусматривают подотчетность главы городской администрации перед Правительством Российской Федерации по исполнению бюджета, доходы которого также состоят из федеральных регулирующих налогов.

Доводы представителей ООО "Поликон" и ЗАО "Борт-М" о том, что глава городской администрации вправе заключать договора по предоставлению налоговых льгот, не вытекают из содержания соглашения от 23 декабря 1995 г.

Согласно п. 1 ст. 7 указанного Соглашения глава городской администрации утверждает договора и соглашения с государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями об их участии в социально - экономическом развитии города по вопросам, относящимся к ведению городской администрации.

Вопросы предоставления налоговых льгот регулируются законодательством о налогах и сборах. Норма п. 1 ст. 7 Соглашения от 23 декабря 1995 г., в отличие от Налогового кодекса РФ, предусматривает предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговых льгот предприятиям главой городской администрации. Норма международного договора определяет субъект, компетентный принимать такое решение. Однако Соглашение не определяет, по каким видам налогов предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков льготы по налогам, указывая, что глава городской администрации обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд считает, что Правительство РФ вправе было установить, что ранее принятые главой администрации г. Байконура решения по предоставлению налоговых льгот, противоречащие изданному Постановлению, прекращают свое действие со дня его вступления в силу.

Доводы жалоб о нарушении положения налогоплательщиков являются несостоятельными.

Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной стороны не имеют.

Оспариваемый нормативный правовой акт положение налогоплательщиков не ухудшает, т.к. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что налоговые льготы предоставляются по решению главы администрации г. Байконура на основании полномочий, предоставленных ему Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, и в соответствии с настоящими Правилами.

Положения данного пункта Правил соответствуют п. 1 ст. 7 Соглашения от 23 декабря 1995 г., адресованы главе администрации г. Байконура и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителей.

Правила не устанавливают никаких новых ограничений на предоставление налоговых льгот по российскому законодательству.

Согласно пункту 3 Правил налоговые льготы предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям при одновременном соблюдении ими следующих условий:

наличие помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров, работ, услуг, расположенных на территории г. Байконура (включая космодром Байконур);

реализация продукции, работ, услуг на территории г. Байконура (включая космодром Байконур).

Объем полномочий главы городской администрации г. Байконура по предоставлению налоговых льгот предприятиям в соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения от 23 декабря 1995 г. определяется законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить контроль за соблюдением положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти в части ограничения полномочий главы администрации города Байконура по предоставлению налогоплательщикам, зарегистрированным на территории города Байконура, льгот по уплате федеральных регулирующих налогов.

Правительство РФ, утвердив Правила предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура, определило в них условия по предоставлению налоговых льгот.

Условия к организациям о наличии помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров, работ, услуг на территории города и реализации на территории г. Байконура продукции, работ, услуг, не выходят за рамки Соглашения от 23 декабря 1995 г. о предоставлении льгот предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города.

Из объяснений представителей Правительства РФ в суде также следует, что Закон РФ "О закрытом административно - территориальном образовании" предусматривает предоставление льгот по налогам организациям, имеющим не менее 90 процентов основных средств и осуществляющих не менее 70 процентов своей деятельности на территории соответствующих ЗАТО.

В пункте 4 Правил установлено, что налоговые льготы не предоставляются по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу (взносу), таможенным пошлинам и другим федеральным налогам и сборам.

Глава городской администрации вправе предоставлять налоговые льготы предприятиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (статья 56 НК РФ).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации, в пункте 2 ст. 17 которого предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает для местных органов власти, в т.ч. глав городов федерального значения, право устанавливать льготы по федеральным налогам.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23 декабря 1995 г. глава городской администрации г. Байконура наделен полномочиями по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил установлено, что налоговые льготы, предоставляемые на территории г. Байконура, не могут носить индивидуального характера.

Данное правило соответствует абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

Соглашением от 23 декабря 1995 г. не предусмотрено право главы городской администрации предоставлять на территории г. Байконура налоговые льготы, носящие индивидуальный характер, более того в п. 1 ст. 7 Соглашения определено, что полномочия по вопросам управления городом Байконуром в сфере налоговых льгот реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При предоставлении налоговых и иных льгот предприятиям глава городской администрации учитывает значение их деятельности для населения города.

Таким образом, требования пунктов 4 и 5 Правил воспроизводят положения налогового законодательства и соответствуют международному договору Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему российскому законодательству и международному договору РФ, издан в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителей, жалобы ООО "Поликон" и ЗАО "Борт-М" не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобы общества с ограниченной ответственностью "Поликон" и закрытого акционерного общества "Борт-М" о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443>
<Об отказе в удовлетворении жалобы на Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1094 "О совершенствовании структуры открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь">
<О признании частично недействующим пункта 22.1 Типовых правил охоты в РСФСР, утв. Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совмине РСФСР от 04.01.1988 N 1>
"О внесении дополнений в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы"
Ошибка на сайте