Решение Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N ГКПИ11-2094
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2094
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.А. о признании частично недействующим пункта 8 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 (далее - Положение),
установил:
согласно пункту 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства.
К регистрации может приниматься заявление без приложения документов, указанных в пункте 5 данного Положения. В этом случае право на получение дополнительного обеспечения со дня подачи заявления сохраняется за гражданином при условии представления им всех необходимых документов не позднее 3 месяцев со дня регистрации заявления. При несоблюдении указанного срока дополнительное обеспечение устанавливается со дня представления всех необходимых документов.
В случае если по истечении 3-месячного срока все необходимые документы не были представлены по независящим от заявителя причинам (задержка выдачи документов организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, задержка почтового отправления, длительная болезнь заявителя и т.п.), право на получение дополнительного обеспечения со дня подачи заявления сохраняется за ним при условии представления документов, подтверждающих причину задержки.
Гражданин В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 8 Положения в части, определяющей дату назначения и выплат гражданам дополнительного обеспечения с момента их обращения. Как указывает заявитель, он работал в федеральном государственном унитарном предприятии, входящем в состав организаций и воинских частей ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляя деятельность, дающую право на меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 и подпункту "б" пункта 3 названного Указа, поскольку не предусматривают предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения с даты наступления права и издания перечня организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, гражданам, обратившимся в более поздние сроки после 2001 г. за данной выплатой, и ограничивает права граждан на выплату дополнительного материального обеспечения.
В.А. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В.В., представляющий интересы В.А., в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Государственной корпорации "Росатом" (поручение от 14 декабря 2011 г. N СИ-П7-8904).
Представители Правительства Российской Федерации Р., Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан на получение мер социальной поддержки.
Выслушав объяснения В.В., представляющего интересы В.А., представителей Правительства Российской Федерации Р., Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и от 9 августа 2005 г. N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлением от 1 сентября 2005 г. N 549 утвердило Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 566).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 37, 12 сентября 2005 г.
Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки и выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено утвердить положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения (подпункт "б" пункт 3). Порядок установления и выплаты дополнительного обеспечения предполагает установление срока назначения дополнительного обеспечения. Следовательно, доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленных ему полномочий, нарушило его права на установление и выплату дополнительного обеспечения с момента издания Положения и наступления права, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Из содержания абзаца первого пункта 8 Положения следует, что дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, при личном обращении с таким заявлением. Данная норма соответствует пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами) и не нарушают какие-либо права заявителя.
То обстоятельство, что действие Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 распространено также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу данного Указа (пункт 2), не означает, что дополнительное обеспечение выплачивается гражданам, имеющим на него право, без обращения за получением такого дополнительного обеспечения.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком (пункт 3 статьи 4).
Абзац второй пункта 8 Положения предусматривает возможность принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, письменного заявления об установлении дополнительного обеспечения без приложения справки о размере среднемесячного заработка и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность. В этом случае право на получение дополнительного обеспечения сохраняется за гражданином со дня подачи заявления при условии представления им всех необходимых документов не позднее 3 месяцев со дня регистрации заявления. При несоблюдении указанного срока дополнительное обеспечение устанавливается со дня представления всех необходимых документов.
Данные положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который в пункте 3 статьи 19 предусматривает, что в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, то орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Абзац третий пункта 8 Положения предусматривает возможность сохранения права на получение дополнительного обеспечения по истечении 3-месячного срока, если необходимые документы не были представлены по независящим от заявителя причинам (задержка выдачи документов организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, задержка почтового отправления, длительная болезнь заявителя и т.п.). Данные положения оспариваемого нормативного правового акта не нарушают каких-либо прав заявителя, более того, предусматривают возможность сохранения права на получение дополнительного обеспечения по истечении 3-месячного срока, если необходимые документы не были представлены по независящим от него причинам.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление В.А. о признании частично недействующим пункта 8 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ