Решение Верховного Суда РФ от 30.11.2015 N АКПИ15-1216
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2015 г. N АКПИ15-1216
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Р.С. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3.3 Положения Центрального банка Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма",
установил:
согласно абзацу второму пункта 3.3 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт идентификация осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов (паролей).
Гражданка Р.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 3.3 Положения в части ограничительного понимания реквизитов платежной (банковской) карты в случае идентификации при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт. Как указывает административный истец, она заключила с ОАО "Б." договор об обслуживании держателей банковских расчетных (международных) карт. В период с 26 июня 2013 г. по 28 июня 2013 г. с ее банковской карты были незаконно списаны денежные средства на общую сумму <...> руб. <...> коп. Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга ее иск к ОАО "Б." о защите прав потребителей оставлен без удовлетворения. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 845, 847, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают ее права потребителя.
В суде административный истец Р.С. и ее представитель М. поддержали заявленные требования, пояснив, что правоприменительной практикой абзацу второму пункта 33 Положения придается ограничительное понимание реквизитов платежной (банковской) карты, отдается предпочтение одним реквизитам и коду CVV/CVC2, и не принимается во внимание имя владельца банковской карты.
Представители Центрального банка Российской Федерации Р.О., П., Министерства юстиции Российской Федерации О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Банка России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения административного истца Р.С., ее представителя М., представителей Банка России Р.О., П., Минюста России О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции, действовавшей на момент вступления в силу оспариваемого Положения, предусматривал, что требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 статьи 7).
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Центральным банком Российской Федерации 19 августа 2004 г. за N 262-П утверждено Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 г., регистрационный номер 6005, опубликован в "Вестнике Банка России" 10 сентября 2004 г., N 54.
В силу предписаний Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие из договора банковского счета, банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1 статьи 845); списание денежных средств со счета осуществляется на основании распоряжения клиента (пункт 1 статьи 854).
Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета (пункт 1 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банк проверяет полномочия лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом, в порядке, определенном банковскими правилами и договором с клиентом. Пунктом 3 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, главными целями которого являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 56).
Особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, определены Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием". Из содержания пункта 1.10 данного Положения следует, что система управления рисками при осуществлении операций с использованием платежных карт, включая порядок оценки кредитного риска, а также предотвращения рисков при использовании кодов, паролей в качестве аналога собственноручной подписи, в том числе при обработке и фиксировании результатов проверки таких кодов, паролей, должна содержаться во внутрибанковских правилах, утвержденных уполномоченным органом управления кредитной организации. В соответствии с пунктом 2.10 названного Положения клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве аналога собственноручной подписи и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.
Абзац второй пункта 3.3 оспариваемого Положения, предусматривая, что при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт идентификация осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов (паролей), не содержат указания на то, какие конкретно реквизиты платежной (банковской) карты, а также коды (пароли) должны учитываться кредитной организацией в целях удостоверения прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, и предотвращения совершения несанкционированного списания денежных средств со счета по карте.
Из содержания решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 г. по делу N <...> по иску Р.С. к ОАО "Б." о защите прав потребителей и апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 23 сентября 2014 г. не следует, что оспариваемая норма применена в названном деле.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р.С. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3.3 Положения Центрального банка Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ