Решение Верховного Суда РФ от 06.07.2016 N АКПИ16-408
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. N АКПИ16-408
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Д. о признании недействующими пунктов 9, 10 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008,
установил:
пунктом 9 Правил проведения технического осмотра транспортных средств предусмотрено, что для проведения технического осмотра заявитель обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства и представляет транспортное средство и следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
б) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения технического осмотра транспортных средств в случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 данных Правил документов либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.
Гражданин Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 9, 10 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют разделу IV технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, части 2 статьи 209, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 15 и части 2 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и нарушают его права собственника транспортного средства совершать с принадлежащим ему имуществом любые действия, устанавливают запрет на проведение технического осмотра собственникам транспортных средств с внесенными в виде замены номерного агрегата изменениями в их конструкцию.
Административный истец Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручения от 29 апреля 2016 г. N СП-П9-2612, от 10 июня 2016 г. N СП-П9-3458).
Представители Правительства Российской Федерации К., А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителей Правительства Российской Федерации К., А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере технического осмотра относит установление правил проведения технического осмотра (статья 7).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 декабря 2011 г., N 50, "Российской газете" 14 декабря 2011 г.
Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования.
Пункт 9 Правил содержит перечень документов, которые заявитель представляет оператору технического осмотра для проведения технического осмотра. Данные положения Правил соответствуют частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в данной части представителя владельца транспортного средства);
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
В пункте 10 Правил установлены основания, по которым оператор технического осмотра вправе отказать заявителю в оказании услуг по техническому осмотру. Данные основания соответствуют требованиям части 3 статьи 17 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым оператор технического осмотра отказывает в оказании услуг по проведению технического осмотра только в случае:
1) непредставления предусмотренных частью 2 данной статьи документов;
2) несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации в силу Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15).
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Президент Российской Федерации 15 июня 1998 г. издал Указ N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", которым предусмотрена выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств").
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта разделу IV технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" являются несостоятельными.
Технический осмотр - это проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства. Пункт 75 ТР ТС 018/2011 предусматривает, что проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства сохранится его соответствие требованиям данного технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, в силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Статья 16 названного Федерального закона устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и не регулирует порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не могут ей противоречить.
Не противоречат оспариваемые положения нормативного правового акта также нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209), и обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д. о признании недействующими пунктов 9, 10 Правил технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
А.М.НАЗАРОВА