Решение Верховного Суда РФ от 04.11.2002 N ГКПИ2002-1165
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 ноября 2002 г. N ГКПИ2002-1165
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Панькова Олега Григорьевича о признании незаконными Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения",
установил:
Паньков О.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными: Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 и Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28.
Как указывает заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству, поскольку устанавливают дискриминацию работников непроизводственных отраслей при оплате их труда. Он проходит службу в милиции, и ему выплачивается денежное довольствие с начислением районного коэффициента в размере 1,2, хотя он должен быть 1,5. При обращении в суд с иском о выплате денежного довольствия с районным коэффициентом 1,5 его требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель Паньков О.Г. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представители заинтересованных лиц - Правительства РФ и Минтруда России - Суслова М.В., Тузлукова Н.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Правительства РФ и Минтруда России - Сусловой М.В., Тузлуковой Н.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 введены с 1 января 1968 года районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Читинской и Архангельской областях, Бурятской АССР, Коми АССР и Карельской АССР, для которых эти коэффициенты не установлены.
Пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС поручено утвердить в 2-недельный срок конкретные размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, вводимых в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок их применения.
Из объяснений представителя Правительства РФ Тузлуковой Н.С. в суде следует, что данное Постановление Совмина СССР не распространяло свое действие на органы внутренних дел, в отношении которых действовало Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 400 "О некоторых льготах лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, проходящим службу в отдаленных местностях".
В настоящее время оно утратило силу, и в целях установления единых норм социальной защиты сотрудников правоохранительных органов Правительство Российской Федерации издало Постановление N 416 от 28 мая 2001 г., которым определено, что к денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жалобы о незаконности Постановления Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 и нарушении прав заявителя как сотрудника органов внутренних дел.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 утверждены размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты не были установлены.
Так установлены: районный коэффициент 1,30 для Лоухского района Карельской АССР; районный коэффициент 1,20 для Хабаровского края, Приморского края, Амурской области, Читинской области, Бурятской АССР, Коми АССР, Архангельской области, Беломорского, Кемского, Калевальского, Пудожского, Сегежского и Муезерского районов, Карельской АССР; районный коэффициент 1,15 для остальных районов Карельской АССР.
Размер районного коэффициента 1,5 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 не устанавливался.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени такого правового акта, устанавливающего единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, на федеральном уровне не принято и продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, к которым относится оспариваемое заявителем Постановление.
Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., в статье 316 предусматривает, что размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
По объяснениям представителя Минтруда России Сусловой М.В. в настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормативными актами Союза ССР, за исключением отдельных субъектов Российской Федерации, на территории которых коэффициенты установлены постановлениями Правительства Российской Федерации.
На территории районов Хабаровского края, к которым относится г. Комсомольск-на-Амуре, Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, для которых этот коэффициент на тот момент не был установлен.
С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов Закону РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" неправомерны.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Одновременно им было определено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Так, во исполнение вышеназванного Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 исполком Хабаровского краевого Совета народных депутатов принял решение от 18 июля 1991 г. N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих", которым предоставлено право предприятиям и организациям вводить районные коэффициенты 1,7; 1,5; 1,3 по городам и районам края при изыскании необходимых средств.
Однако данные нормативные правовые акты не применяются при решении вопросов денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу на территории Хабаровского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Панькова Олега Григорьевича о признании незаконными Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.