Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 25.04.2006 N ГКПИ06-334

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2006 г. N ГКПИ06-334

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. и Т. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828 (далее - Положение),

установил:

Заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Положения противоречит федеральному законодательству РФ и нарушает их права.

Считают, что данным пунктом на них незаконно возложена обязанность иметь в качестве основного документа, удостоверяющего личность, исключительно паспорт гражданина РФ.

Содержащееся в указанном пункте требование, по мнению заявителей, противоречит ст. 10 и ст. 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", согласно которым в качестве документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, наравне с паспортом гражданина РФ признаются и иные основные документы, содержащие сведения о гражданстве лица. Об этом же свидетельствует и пункт 45 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, которым наравне с паспортом гражданина РФ в качестве основного документа, подтверждающего наличие гражданства РФ, признается паспорт гражданина СССР образца 1974 г.

Полагают, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в соответствии с названным выше Законом должны определяться федеральным законом, а не правовым актом Правительства РФ.

В судебном заседании заявители К. и Т. заявление поддержали.

Представители Правительства РФ Марьян Г.В., Егорова Е.Ю. и Мешкова Н.О. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения требованиям действующего законодательства РФ не противоречит и предусмотренных законом прав и свобод заявителей не нарушает.

Названное Положение утверждено Правительством РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 и в пределах своих полномочий.

Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, во исполнение Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 было утверждено Положение о паспорте гражданина РФ, согласно абзацу 2 пункта 1 которого паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", на который ссылаются заявители в обоснование своего требования, регулирует отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения данного гражданства.

Вопросы же, связанные со сроками действия паспорта гражданина СССР и других документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, названный Закон не регулирует, а поэтому оспариваемое в указанной части Положение не может ему противоречить.

Статья 10 указанного выше Федерального закона, на которую ссылаются заявители, действительно предусматривает, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой закон не принят, а поэтому Президент РФ в соответствии с предоставленными ему Конституцией РФ полномочиями вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

С учетом положений Конституции РФ Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Этим же Указом Правительству РФ поручено до 1 июня 1997 г. утвердить положение о паспорте гражданина РФ.

Согласно части 1 ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с названным Законом и указанным выше поручением Президента РФ Правительством РФ и было утверждено оспариваемое Положение.

Таким образом, принимая постановление об утверждении Положения, Правительство РФ действовало в пределах предоставленных ему Указом Президента РФ полномочий.

Содержащееся в оспариваемом пункте Положения требование, обязывающее всех граждан РФ, достигших 14-летнего возраста и проживающих на территории Российской Федерации, иметь в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, паспорт гражданина РФ, требованиям ст. ст. 10 и 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", а также пункту 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., по приведенным выше основаниям не противоречит и охраняемых законом прав и свобод заявителей не нарушает.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недействующим абзаца 2 пункта 1 оспариваемого Положения не имеется.

Довод заявителей о том, что оспариваемым пунктом Положения, вопреки требованиям приведенного выше Федерального закона, неправомерно в качестве единственного основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, указан только паспорт гражданина РФ, не может быть признан обоснованным, поскольку, как уже отмечалось выше, данный пункт Положения вопросы, связанные с гражданством Российской Федерации, не регулирует и указаний о документах, подтверждающих гражданство, перечисленных в Законе и Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, не содержит, а лишь устанавливает в качестве основного, но не единственного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, паспорт гражданина РФ.

Не затрагивает данный пункт и вопросов, связанных с обменом паспортов гражданина СССР образца 1974 г. на паспорта гражданина Российской Федерации, а поэтому ссылка заявителей на то, что этот пункт незаконно возлагает на них обязанность по обмену имеющихся у них паспортов гражданина СССР, не может быть принята во внимание.

Кроме того, в настоящее время заявители не лишены возможности произвести обмен имеющихся у них паспортов на паспорт гражданина РФ, но они отказываются от этого по субъективным причинам.

В случае необоснованного нарушения прав заявителей по тем основаниям, что они в установленный срок не произвели обмен паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ и связанными с этим последствиями, они вправе обратиться за защитой нарушенного права в соответствующий суд с соблюдением правил о подсудности.

Другие доводы, на которые заявители ссылались в судебном заседании, также не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. и Т. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда РФ

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, и пункта 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца второго подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утв. Приказом Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 1 и 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца 3 пункта 4 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, абзаца 3 подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>
Ошибка на сайте