Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2004 N ВКПИ04-9
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-9
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Захарова Л.М., при секретаре - Красовском А.А., с участием военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Аверичкина М.О., представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Тупикина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александрова В.В., Карелина А.В., Козловского В.П. и Харченко В.И. о признании необоснованным распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области,
установила:
1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их числу отнесен и военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
Александров В.В., Карелин А.В., Козловский В.П. и Харченко В.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать незаконным вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
По мнению заявителей, указанный городок не обладает признаками закрытого военного городка, то есть не является отдельным, обособленным, не имеет систему пропусков и вокруг его территории отсутствуют какие-либо ограждения. Военный городок 1/4 граничит с г. Троицком и д. Ватутинки.
Между ними сложилась единая инфраструктура жизнеобеспечения (узел связи, почта, магазины, школа, медицинские учреждения и др.). Через военный городок проходит дорога, соединяющая г. Троицк с Калужским шоссе. В настоящее время более 80% жителей городка не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и, начиная с 1994 года по настоящее время, в военном городке осуществляется приватизация жилых помещений.
Кроме того, заявители полагают, что, принимая решение об отнесении военного городка к закрытому, Правительство Российской Федерации руководствовалось выкопировкой из карты административно-территориального деления прилегающих населенных пунктов к военному городку, которая на момент принятия решения не соответствовала действительности.
Заслушав объяснения Александрова В.В., Карелина А.В., Харченко В.И., поддержавших свои требования, их представителей Бакай В.А. и Шайкова И.Н., объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Тупикина С.В., возражавшего против удовлетворения требований заявителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Аверичкина М.О., полагавшего признать требования заявителей необоснованными, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Александрова В.В., Карелина А.В., Козловского В.П. и Харченко В.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Как установлено в судебном заседании, строительство жилого военного городка осуществлялось силами Министерства обороны на отведенном (в соответствии с законодательством) в бессрочное пользование участке земли именно для этих целей. В настоящее время жилые помещения в этом военном городке имеют военнослужащие нескольких воинских частей, в том числе несущие боевое дежурство.
В 1981 году, а затем в 1994 году и до издания обжалуемого распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р этот военный городок, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, приказами командующего войсками Московского военного округа был признан закрытым военным городком.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р, по представлению Министерства обороны Российской Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
При этом Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из осмотренной в судебном заседании карты административно-территориального деления районов Московской области (г. Троицк) видно, что военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 действительно имеет границу с г. Троицком и д. Ватутинки и не находится в расположении этих населенных пунктов. По объяснениям самих заявителей граница с г. Троицком проходит по берегу реки Десна, а от д. Ватутинки военный городок N 1/4 огражден металлической сеткой. Поэтому ссылка заявителей на устаревшую выкопировку из карты административно-территориального деления прилегающих населенных пунктов к военному городку 1/4 не может быть признана обоснованной.
То обстоятельство, что между военным городком 1/4 и близлежащими населенными пунктами сложилась единая инфраструктура жизнеобеспечения, что через военный городок 1/4 проходит дорога общего пользования, не свидетельствует о том, что этот городок не является отдельным и обособленном, поскольку, как указано выше, целью утверждения Перечня закрытых военных городков является закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда, а не установление особого режима в целях сохранения военной и государственной тайны.
Что же касается приватизации жилых помещений в этом военном городке, то данное обстоятельство может свидетельствовать лишь о том, что отдельные должностные лица Министерства обороны Российской Федерации не соблюдают требования действующего законодательства Российской Федерации по вопросу приватизации жилых помещений в закрытых военных городках.
Не может служить препятствием для признания военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области закрытым и то обстоятельство, что в настоящее время более 80% его жителей утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, поскольку в данном случае эти лица могут быть переселены из закрытого военного городка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении заявления Александрова Владимира Владимировича, Карелина Александра Васильевича, Козловского Валерия Петровича и Харченко Владимира Ивановича о признании необоснованным распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в части внесения военного городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.ЗАХАРОВ