Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 05.02.2003 N ВКПИ02-136

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-136

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Нерадовских Вадима Ибрагимовича о признании незаконными (частично) п. п. 8 и 10 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 (частично) Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450),

установила:

Нерадовских обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором оспаривает пункт 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в части, содержащей положение об определении расчетной стоимости субсидии исходя из рыночной стоимости жилых помещений на территории субъекта Российской Федерации, а не населенного пункта, а также пункт 10 Правил об определении размера социальной нормы общей площади жилья, отличного от установленного субъектами Российской Федерации, а также положения раздела 5 Программы "Государственные жилищные сертификаты", содержащей аналогичные Правилам нормы.

При этом заявитель указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ оспариваемая норма п. 8 Правил ставит право гражданина на получение жилищного сертификата определенной стоимости в зависимость от места жительства (места получения сертификата), которое в свою очередь определяется его нахождением в определенном субъекте Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что в связи с этим п. 8 Правил противоречит ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Нерадовских считает п. 10 Правил незаконным, поскольку в силу ст. 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определение социальной нормы площади жилья находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Правительства Российской Федерации.

Заявитель указывает, что оспариваемые нормы нарушают его право как офицера запаса, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, поскольку в избранном месте жительства, г. Екатеринбурге, размер субсидии, выделенной ему по сертификату, определяется из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Свердловской области, а не его стоимости в г. Екатеринбурге. В связи с этим он несет убытки, каковых не несут граждане, получившие сертификаты в Москве и Санкт-Петербурге - городах, являющихся субъектами Российской Федерации.

Кроме того, заявитель указывает, что при составе семьи три человека по нормам, установленным в Свердловской области, он мог бы претендовать на выделение субсидии в большем размере, чем это предусмотрено обжалуемым нормативно-правовым актом.

Нерадовских утверждает, что право на бесплатное обеспечение жильем в соответствии с законом не ставится в зависимость от способа реализации данного права, на основании чего делает вывод, что граждане обладают правом приобрести жилье за счет жилищных сертификатов площадью не меньшей, чем оно предоставляется по договору социального найма. При этом, по мнению заявителя, в силу ст. 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", минимальная норма обеспечения жильем за счет сертификатов должна быть эквивалентна социальной норме общей площади жилья, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.

Заявитель обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства гражданина должен признаваться конкретный населенный пункт, а не территория субъекта РФ, и, в силу равенства прав граждан, гарантированного Конституцией РФ, граждане, выбравшие местом жительства город федерального значения, не могут иметь больших прав или преимуществ по обеспечению жилыми помещениями, чем граждане, избравшие местом постоянного проживания прочие населенные пункты.

Помимо изложенного, Нерадовских указывает, что с 1996 года федеральным бюджетом не предусматриваются средства для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, делает участие в Программе единственной возможностью получить положенное по закону жилье, а потому несоответствие оспариваемых норм закону нарушает права всех граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет органов местного самоуправления.

Заявитель просил рассмотреть жалобу без его участия.

Представитель Правительства Российской Федерации Картуха Д.В. возражал против удовлетворения жалобы Нерадовских, указав, что Правительство Российской Федерации, принимая Постановление N 168 от 19 марта 2002 года, действовало в строгом соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Указанное Постановление не противоречит Конституции РФ и закону. Установленные в Постановлении нормы предоставления жилья соответствуют федеральным стандартам социальной нормы жилья, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ N 621 от 26.05.1997. Кроме того, участие в Программе является добровольным и не нарушает прав граждан.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Картуха Д.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Пайгина Р.Х., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Нерадовских не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем предоставления им жилья по договору социального найма, но и путем получения безвозмездных субсидий на его приобретение за счет средств федерального бюджета.

Такое право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).

Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы.

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной законом.

Что же касается соответствия закону и Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм, то необходимо отметить следующее.

В соответствии с положениями Программы "Государственные жилищные сертификаты" участие в Программе добровольное, в случае если владелец государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как состоящий в очереди на получение государственного или муниципального жилья.

Таким образом, указанная Программа не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть в качестве очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

Действие абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части слов "в том числе" было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

С учетом данного обстоятельства граждане, уволенные с военной службы по льготным основаниям, обладающие правом на обеспечение жилыми помещениями органами местного самоуправления, в 2002 году обладали возможностью улучшить свои жилищные условия только за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

В настоящее время нормы абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действуют в полной мере, в том числе и в части обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями на условиях социального найма.

Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает иной способ реализации права на жилище - путем приобретения или строительства жилья за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата.

При этом гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобретения готового жилья как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Граждане - участники Программы исключаются из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий только после приобретения жилья по сертификату.

Что же касается конкретных вопросов финансирования строительства жилья для граждан, уволенных с военной службы, регулируемых соответствующими федеральными законами о федеральном бюджете, то они не могут свидетельствовать об отмене норм ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и несоответствии закону оспариваемых заявителем норм Постановлений Правительства РФ.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что Программа и Правила лишают гражданина права на улучшение жилищных условий в обычном порядке, суд признает несостоятельным.

Статьей 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Статьей 11 указанного Закона установлено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Таким образом, социальные нормы площади жилья, которые определяются субъектами Российской Федерации, могут быть использованы исключительно для расчета льгот по оплате коммунальных услуг и предоставления жилья по договору социального найма.

Между тем в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" и Правилах выпуска ГЖС предусмотрено иное понятие - социальная норма площади жилья, из которой определяется размер безвозмездной субсидии.

Так, в силу раздела 5 Программы и п. 10 Правил, социальная норма площади жилья, из которой определяется размер безвозмездной субсидии, устанавливается в размерах, определенных Программой, то есть в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метров - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, а для граждан, имеющих право на дополнительную общую площадь, прибавляется 15 кв. метров.

Анализ вышеизложенных норм федеральных законов и нормативных актов Правительства позволяет прийти к выводу, что установление оспариваемыми нормами социальной нормы площади жилья, из которой определяется стоимость сертификата, обусловлено тем, что Программа является федеральной, а потому требует соблюдения единых федеральных стандартов по определению размеров безвозмездных субсидий. Более того, Правительство в силу закона обладает исключительными полномочиями по определению порядка выдачи сертификатов, в том числе и по определению норм жилой площади, из которых исчисляется размер предоставляемых субсидий.

Разделом 5 Федеральной целевой программы "Государственные "жилищные сертификаты" и п. 8 Правил выпуска и погашения ГЖС предусмотрено, что расчетная стоимость приобретения жилого помещения по установленной социальной норме площади жилого помещения для семей разной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания.

Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по каждому субъекту Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой определения стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов для расчета безвозмездных субсидий на приобретение жилья на основании данных, представляемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в средствах массовой информации.

Местом жительства в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, это - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения.

Место жительства гражданина находится в определенном населенном пункте и определенном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Заявитель справедливо отмечает, что размер предоставляемой субсидии по жилищному сертификату находится в зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации гражданин избирает постоянное место жительства, однако право на получение ГЖС не зависит от избираемого гражданином места жительства.

Избирая постоянное место жительства и получая жилищный сертификат, гражданин избирает для проживания и населенный пункт и субъект Федерации.

При покупке жилья с использованием ГЖС гражданин получает субсидию в размере, пропорциональном средней рыночной стоимости жилья в субъекте Федерации.

На указанную в сертификате сумму гражданин может рассчитывать и при покупке более дорогого жилья, находящегося в областном центре, так и более дешевого в районном центре, но входящем в состав одного субъекта Федерации.

Равным образом, в городах Москве и Санкт-Петербурге, являющихся субъектами Российской Федерации, гражданин имеет возможность приобрести жилье с использованием сертификата на свободном рынке независимо от потребительских качеств и престижности расположения жилого дома.

Таким образом, установление зависимости предоставляемой субсидии от стоимости жилья в определенном субъекте Федерации обусловлено рыночным характером формирования цен на жилые помещения и предоставлением гражданину свободы выбора конкретного места жительства, что не противоречит закону и не нарушает конституционных прав гражданина, а также предусмотренного законом права на получение субсидии.

Кроме того, в соответствии в Программой и Правилами гражданин свободен в заключении договора о приобретении жилого помещения, что полностью соответствует положениям ст. 421 ГК РФ о свободе договора.

В связи с этим утверждение заявителя о возможном причинении ему убытков, связанных с несоответствием оспариваемых норм закону, является несостоятельным.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу, что требования Нерадовских об оспаривании положений Программы и Правил по основаниям, которые указаны в его жалобе, удовлетворению не подлежат, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

Нерадовских Вадиму Ибрагимовичу в удовлетворении заявления о признании п. п. 8 и 10 "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 168, а также раздела 5 Программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), в части, содержащей положение об определении расчетной стоимости субсидии исходя из рыночной стоимости жилых помещений на территории субъекта Российской Федерации, а также в части установления социальной нормы площади жилья, из которой определяется размер безвозмездной субсидии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.ХОМЧИК

Другие документы по теме
"О внесении дополнений в Список организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации в 2012 году"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
"О внесении изменения в Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпункта "в" пункта 2, пункта 3 Разъяснений о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утв. Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20>
Ошибка на сайте