Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N АКПИ16-909
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. N АКПИ16-909
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.А. о признании частично недействующим пункта 13 Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 630,
установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 630 утвержден Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., N 25025, и опубликован 3 августа 2012 г. в "Российской газете".
Согласно пункту 13 Порядка на период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.
К.А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения в той мере, в какой он возлагает на сотрудника органа внутренних дел, в отношении которого принято решение о временном отстранении от исполнения служебных обязанностей без привлечения к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, обязанность находиться по месту службы и включает в служебное время сотрудника период временного отстранения от выполнения должностных обязанностей без привлечения к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), нарушает права, гарантированные ему статьями 27 и 37 Конституции Российской Федерации. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что неправильное толкование и применение оспариваемого пункта Порядка привело к его незаконному увольнению со службы в органах внутренних дел.
В судебном заседании К.А.А. и его представитель Б. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в своих возражениях указали на то, что Порядок утвержден компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители МВД России М., К.А.В. и представитель Минюста России К.Н. поддержали изложенные в письменных возражениях правовые позиции.
Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Порядок утвержден МВД России в соответствии с полномочиями, предоставленными частью 4 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, прошел государственную регистрацию в Минюсте России и опубликован в установленном порядке.
Согласно части 1 указанной статьи Федерального закона сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае: избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения (пункт 1); вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до отмены временного отстранения от должности (пункт 2); прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, - до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в органах внутренних дел или увольнения со службы в органах внутренних дел (пункт 3).
Часть 2 статьи 73 этого закона определяет случаи, когда сотрудник может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей: уголовное преследование сотрудника без применения мер, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1); назначение служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания (пункт 2); возникновение конфликта интересов - до его урегулирования (пункт 3).
Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, по решению руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к таким сведениям, а сотрудник, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных частью 2 данной статьи, по решению руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов (части 5 и 6 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 9 поименованного закона, служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел представляют собой обязанности по замещаемой должности и определяются должностным регламентом (должностной инструкцией). Служебные обязанности относятся к основным обязанностям сотрудника, перечень которых закреплен в части 1 статьи 12 этого закона. В частности, сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей. Исполнение данных обязанностей сотрудник органа внутренних дел возлагает на себя в соответствии с частью 3 статьи 21 данного закона при заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.
Таким образом, на сотрудника, в отношении которого принято решение о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей, по решению руководителя может быть возложено выполнение обязанностей по иной должности или выполнение отдельных служебных поручений, которые в соответствии с требования закона и условиями контракта относятся к основным обязанностям сотрудника и подлежат исполнению, что предполагает нахождение сотрудника на служебном месте.
Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения устанавливается режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел, который должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (части 1 и 2 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 1 статьи 53 приведенного закона служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Часть 1 статьи 55 данного закона определяет время отдыха, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей. Частью 2 этой статьи установлены следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.
Названной нормой период временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей к времени отдыха не отнесен.
Помимо этого федеральный законодатель установил, что сотруднику, временно отстраненному от должности, выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада и оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (часть 8 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и часть 25 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений следует, что в случае временного отстранения от выполнения служебных обязанностей сотрудник не освобождается от исполнения основных обязанностей, возложенных на него законом и контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел, и соблюдения правил внутреннего служебного распорядка и, соответственно, находиться по месту прохождения службы.
Оспариваемый пункт Порядка не нарушает прав и свобод административного истца, предусмотренных статьей 37 Конституции Российской Федерации, поскольку не ограничивает его свободы на передвижение, распоряжение своими способностями к труду и право на отдых.
Учитывая, что оспариваемая норма соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.А.А. о признании частично недействующим пункта 13 Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 630, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА